В сентябре 2002 года бывший глава бурятских буддистов Пандито ХамбоЛама Итигэлов, как и завещал, вернулся в наш мир: его тело было извлечено из деревянного короба под землёй и перенесено в Иволгинский дацан (монастырь). Там специально для него выстроили «Благословенный дворец». В нём Драгоценное и Неиссякаемое тело продолжает «жить» по сей день.
Пришёл во сне
«Видите, окна на втором этаже открыты? Он сидит там при комнатной температуре, дышит тем же воздухом, что и мы с вами. Никакой холодильной камеры нет. Сейчас отдыхает, устал после утренней службы», - вздыхает Даши Батуев, хранитель тела Хамбо Ламы Итигэлова. Вообще-то хранителей у него трое, в их обязанности входит проведение молебнов совместно с Итигэловым , по два часа каждое утро, получение посланий от него (об этом позже) и незатейливый туалет. Два раза в месяц Драгоценное тело переодевают, протирают лицо маслом.
Есть ли запах? Сначала, когда я только пришёл к нему хранителем, я остро чувствовал запах пожилого человека, - как и многие буряты. Но со временем запах ушёл. Или я привык. А когда его из земли доставали и только короб открыли, говорят, очень сильное благоухание было.
О том, что под землёй в позе лотоса сидит бывший Пандито Хамбо Лама, в Бурятии к началу XXI в. могли запросто и забыть. Из видевших Итигэлова при жизни людей к тому времени оставался лишь один, ламы об этой истории ничего толком не знали, информацию о месте захоронения друг другу не передавали. Да и небезопасно это тогда было.
Возможно, Хамбо Лама Итигэлов так и остался бы навечно погребённым, но он избрал другой путь. А именно - стал являться во сне одному из монахов. Снился ему часто, говорил, что ему пора выходить, вспоминает Батуев. И этот человек рассказал всё остальным ламам, действующему Хамбо Ламе Аюшееву. Тогда стали искать место захоронения и нашли его. А тот монах,Бимба Доржиев, сейчас главный хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела.
Стекло запотело
Эксгумацию проводили, как положено по закону: собрали подписи родственников, пригласили судмедэкспертов. Вот выписка из заключения: Труп мужчины в сидячем положении, причём ноги согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены. Без признаков гниения. Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба не определялись. Мягкие ткани трупа эластичные, подвижность суставов сохранена.
Каких-либо следов ранее произведённого вскрытия с целью возможной бальзамирование или консервации не обнаружено.
Бальзамирование - один из известных науке способов сохранения тела после смерти. Таким - забальзамированным, как Ленин, или высохшим, как египетская мумия, - ожидала увидеть Итигэлова его дальняя родственница Янжима Васильева:
Я была потрясена. Думала, это будет окоченевшее тело. Надавила на живот, а он мягкий! Прикоснулась к рукам - суставы подвижные. Это было потрясением для всех. К тому же в коробе была соль. Если бы Итигэлов умер обычной физической смертью, соль разъела бы тело, а оно было как живое. Судмедэксперты уверяли, что через несколько часов, максимум через пару дней, оно начнёт портиться и превратится в тлен. Так бывает при резких изменениях условий - например, когда останки мамонта изо льда достают. Поэтому тело поместили в холодильную камеру. Задали в ней определённую температуру. Пришли на следующий день: температура в камере поднялась на 2°C, а стекло запотело.
Кроме того, что он потеет, обычно во время молебнов и при большом стечении народа, Итигэлов меняет вес своего тела. На момент возвращения он весил 46 кило, а потом похудел до 42. Но в дни встреч с паломниками, за год набирается 7-8 таких дней, прибавляет по 100 грамм. Удивляет и то, что поза, в которой он 75 лет находился в деревянном коробе, сохраняется без изменений. А ведь никакие поддерживающие и фиксирующие приспособления для этого не используются.
Что такое нетленные святые мощи?
Через два года после эксгумации тела Итигэлова его разрешили исследовать учёным из Российского государственного гуманитарного университета. Исследовав биологические образцы, доставленные из Бурятии, с помощью метода инфракрасной спектрофотомерии, эксперты пришли к выводу: «Белковые фракции имеют прижизненные характеристики». Проще говоря, ткани тела не отличаются от тканей живого человека! Как объяснял тогда В. Звягин, похоже на то, что Итигэлов умер день-два, но никак не 75 лет назад. У него были на месте глазные яблоки и внутренние органы.
Заключение специалистов: современной науке неизвестно такое состояние тела после физической смерти, в котором находится Хамбо Лама Итигэлов. Тогда-то из уст учёных впервые прозвучало слово феномен.