Найти тему
Жмудь Жуткая

Заблуждения о России. Гонения на ведьм и колдунов.

Оглавление

Вспоминая о прошлом нашей славной державы, зачастую восхваляются удобные нам моменты и замалчиваются моменты не столь благопристойные. Монархисты говорят о потерянном рае Имперской России, коммунисты наперебой спешат рассказать, как же хорошо было при Сталине, либералы с визгом доказывают, что 90-ые на самом-то деле это царство истинной свободы... Ведь как удобно игнорировать плохое и восхвалять хорошее, не так ли? Давайте попробуем разобраться в некоторых мифах о нашем славном прошлом - и почему же они являются всего лишь мифами, а не истинной в последней инстанции?

Сегодня рассказ пойдет о колдовстве на Руси, а так же с отечественными способами борьбы с ними на нашей земле, о заблуждениях, связанных с этим печальным куском нашей истории.

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ

Гонения на и колдунов известны в виде некой специальной олимпиады нам с самой зари человечества. Вера в сверхъестественное всегда порождала неких людей, связанных с мистическим на уровне профессии . Как их только не называли - и колдунами, и ворожеями, и кудесниками, и ведьмами... И в одно и то же время, люди обращались к ним, надеясь воспользоваться их способностями, и презирали их, с подозрением поглядывая на их воображаемое могущество, зачастую обвиняя их в чём угодно при первом удобном для этого случая. Обвиняли их действительно в чём угодно - и в том, что умер новорождённый, и в засухе, и в одурманивании суженного, и в том что кошка померла. Люди стремились найти ответ, почему же случилось то или иное несчастье, искали виноватых, которыми зачастую и становились представители различных колдовских практик. И расправа с виновным как правило была жестокой и беспощадной. (Кстати, именно по этой причине различного рода колдуны всегда селились на окраинах селений - в случае народных волнений, можно было попытаться уйти - магия магией, а физическая безопасность главнее всего!)
Но почему-то, на вопрос, а были ли ги гонения на колдунов на Руси, многие с улыбкой отвечают, что никогда не было ничего такого, всё это привилегии тёмной непросвещенной Европы, а ну нас, извините, гуманность и духовность в этом плане. Будто живешь в стране славных сверх-гипербореев, где нет насилия, царит мир и душевная доброта. Давайте же попробуем разобраться - страна светлых гипербореев или все же заурядное с точки зрения истории общество?

-2

Гонения на колдунов на Руси имеет не только общечеловеческую основу, но и политическую - как известно, во время крещения Руси, волхвы объявлялись кудесниками, их обвиняли во всех возможных бедах и карах божьих, и соответственно, подвергали их гонениям.

Ради справедливости стоит сказать, что волхвы сложа руки тоже не сидели и в свободное от гонений на них время, занимались гонениями на других - к примеру, по летописям нам известно некое Ростовское восстание. Случился неурожай, пришли волхвы, объявили, что так и так, виноваты "лучшие жёны" и дескать, ради прекращения сей безобразия, надо бы их убить. Крестьяне, выслушав доводы волхов, согласились с ними, приступив к делу. Закончилось всё тем, что отряд восставших двинулся к Белоозеру, но там их постигла неудача - крестьяне испугались кары князя и выдали волхвов, которых, впоследствии повесили на ветках дуба.
Ну или Суздальское восстание 1024 года - сюжет почти аналогичен. Засуха, неурожай, пришли волхвы, нашли виноватых в виде "старой чади" и принялись их убивать, дескать, те дождь задерживают и не дают ему на землю проливаться. Вопрос урегулировать смог лишь сам князь, Ярослав Владимирович, кстати, как поговаривают, мирным путём

-3

На Руси вообще колдунов в общем-то особо никогда не жаловали, а с принятием христианства это вообще стало смертным грехом, а соответственно, наказывалось и порицалось. Конечно, информация о тысячах\миллионах\миллиардах\итакдалее истреблённых славян, некой уничтоженной Ведической Руси, потерянном языческом рае, является не более, чем художественным вымыслом, но отменять насильственный характер крещения все же не стоит, тем более при князе Владимире . К примеру, ради того, чтобы принял христианство Новгород, воевода Путята сошелся с горожанами в битве, а воевода Добрыня и вовсе поджёг город, а после под страхом смерти крестили каждого из его жителей. С тех пор, кстати, жители Киева подшучивают над новгородцами, злорадно напоминая:

«Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём».

Сам киевский митрополит Иларион впоследствии признавал, что:


…никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью

Язычникам приходилось уходить на периферию, сбегать в леса и зыбкие топи, хранить свою веру в тайне и притворяться христианами (Как это было в Новгороде), чтобы оставаться верным своей религии , формировалась такая специфическая вещь, как "двоеверие". Конечно, со временем, христианство искореняло языческие культы, а князья на своих вороных конях всегда настигали сбегавших родичей - к примеру основание Ярославля связано с разгромом Ярославом скрытого языческого капища и обращения окрестных жителей-охотников в христианство.

-4

Именно в это время образ язычника начал смешиваться с образом колдуна, по сути, становясь равносильным ему, а сама языческая религия начала превращаться во что-то маргинальное. И снова же, ради справедливости стоит заметить, что образ подвергался трансформации не просто так - язычники отчаянно сопротивлялись крещению, зачастую поднимая восстания, убивая епископов и обратившихся в христианство земляков, а сбегая в леса, занимались разбоем, промышляя грабежом и убийством случайных прохожих, так что во многом жестокие меры были оправданы жестокостью самих язычников. К примеру, волхв, убитый в Новгороде в 1071, изначально сам предлагал убить епископа.


И была смута в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и надел облачение и сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идёт за ним, кто же верует Богу, пусть по кресту идёт». И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута великая между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошёл к волхву<...> вынув топор, разрубил волхва, и пал он мёртв, и люди разошлись.

Кстати, уже при Владимире Святославовиче был принят первый закон, направленный непосредственно против колдовства.


По Архангельскому изводу Оленинской редакции Церковного устава князя Владимира (составлен в конце 10 — начале 11 веков), «зелье» (то есть врачевание травами) было преступлением, находившимся в юрисдикции церковного суда. Врачевание рассматривалось как одна из форм чародейства; чародеев, по данному Уставу, полагалось сжигать.

-5

Конечно, после князя Владимира с его прыткими религиозными реформами страсти поутихли века на два - во многом это было связано с упадком централизованной власти, с феодальной раздробленностью - но вскоре разгорелись с новой силой - к примеру, в 1204 году мы имеем первую задокументированную казнь через сожжение - в Суздальском княжестве были замучены 12 женщин по обвинению в колдовстве. А уже в 1227 году в Новгороде сжигают четырех волхвов!

Такой здоровый пылкий энтузиазм возник из-за усиление позиций церки - старые верования в памяти народа поутихли, новые религиозные догматы стали безоговорочной истинной, на место волхвов, капищ и язычества пришли священники, храмы и христианство. Священнослужители получили поддержку общества, а с ней и реальную силу, который не преминули воспользоваться в своих целях. Кстати, к тому времени появились и первые случаи наказания инакомыслящих еретиков (но это уже тема для совсем отдельной статьи).


Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.

Кстати, интересный момент - за неимением книг полагалось поджигать на головах у осуждённого берестяные шлема. Были случаи, что после такой вот экзекуции люди не умирали - но сходили с ума от боли. Такой случай задокументирован в 1490 году. Иногда же люди и вовсе не заморачивались и просто привязывали людей к деревянной стене и поджигали - к примеру, именно таким образом хотели казнить монаха Авраамия жители Смоленска, заподозрившие его в ереси. Однако, приговор вынесен не был и монах остался жив.


ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ

-6

Что интересно, на территории Руси, выработался особый способ казни через огонь инакомыслящих - сожжение в срубе. Говорят, это было сделано ради того, чтобы не превращать казни в массовые зрелища, дабы мужество идущих на казнь не могло смутить ума людей.

Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.

Получил распространение этот вид казни во времена Ивана Грозного и в дальнейшем, использовалась до моратория на смертную казнь. В Московском царстве, казнь через сожжения полагалась еретикам, колдунам и грабителям церковного имущества. Такой вот вид казни был характерен только для русского государства и является этаким нашем ноу-хау. Кстати говоря, это был крайне гуманный способ казни - человек, находящийся в срубе, очень быстро терял сознание от удушья угарным газом, поэтому боль он чувствовал на самом деле относительно недолго, в отличие от того же сжигания на костре.

Как бы то ни было, начиная с эпохи правления Ивана Грозного, государственная машина развернулась на полную мощность и теперь колдунам приходилось не сладко. Мы имеем массу свидетельств того, как часто использовалась эта мера по отношению к людям, причём приговор выносился светским судом с активным участием в процессе церкви- эта структура очень сильно напоминала ту самую знаменитую инквизицию, которая существовала в Европе. Если быть немного поточнее - именно такая структура в инквизиции и была. Этот период нашей истории и есть наша "Охота на ведьм". Мы приняли в ней участие более поздно, чем остальные европейцы, но тем не менее, приняли.


... н
есколько лет тому назад двое, муж и жена, содержались целых 28 лет в тюрьме, до тех пор, пока они превратились в совершенных уродов по волосам, ногтям, цвету лица и проч., и наконец были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайной, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики.

Английский посланник, Джайлс Флетчер

-7

Все закончилось при правлении Екатерины 2 - был введёт мораторий на смертную казнь. Конечно, это не избавило колдунов от уголовной ответственности, но согласитесь, что ссылка или штраф уже звучит во многом гуманнее, чем сожжение заживо на костре, ну или в срубе. Кстати говоря, последний случай сожжения с участием государственных лиц, произошел в 70-е гг. XVIII в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Но случаи самосуда над подозреваемыми, совершаемые обеспокоенными крестьянами, или же прочими общественно-активными гражданами всё равно происходили.

...В 1758 г. управляющий крупным имением, принадлежавшим графу Тышкевичу, докладывал своему помещику, что им сожжено шесть «чаровниц». Соседний помещик также сжёг крестьянку, обвинив её в колдовстве. «Женщина созналась, — писал управляющий помещику, — и с великим отчаянием отправилась на тот свет».

...В декабре 1879 г. в деревне Врачево Новгородской губернии сожгли крестьянку Аграфену Игнатьевну за её «колдовство»...
...Летом 1885 г. в деревне Пересадовке Херсонской губернии расправу учинили с тремя крестьянками, обвинёнными в наступлении засухи. Всех троих сожгли.

В дальнейшем, вера в сверхъестественное постепенно начала угасать. Люди всё меньше боялись магии, всё больше считая её суеверием. По крайне мере, люди уже редко занимались самосудом, предпочитая самовольной казни государственный суд, который к тому времени с огромной неохотой брал на рассмотрения дела о розничных магических практиках и чаще всего, в случае доказательства вины колдуна, просто взымал с него штраф.

-8

Окончательно это явление удалось искоренить коммунистам - благодаря всеобщему просвещению, люди перестали бояться злых чар и теперь, если и можно встретить какие-то сообщения о подобных единичных самосудах, можно быть точно уверенным, что совершают их не вполне здоровые люди с больной психикой, кои ничем не отличаются от прочих убийц и маньяков. Хотя случаи действительно до сих пор есть.

Таким образом, хочется сказать, что так называемая "Охота на ведьм" имела место быть на Руси. Конечно, масштабы были поменьше, зачастую русская ""инквизиция" и её "охота" имела крайне спонтанный характер и не была столь продуманной и регламентированной, как её европейский аналог, но тем не менее, она существовала. И хоть возникла она гораздо позже, исчезла она тоже с задержкой.

В дальнейшем, вас ждёт продолжение этой истории - в продолжении, мы коснемся конкретно борьбы с инакомыслием и ересями, борьбу РПЦ с инакомыслием вообще, исключая колдовство. Подписывайтесь - вас ждёт много интересного и нового!