Найти тему
Современный Бизнес

Как шведские стартапы стали цифровыми викингами Европы

Оглавление

Не секрет, что Швеция – рай для технологических стартапов. Если вы хотите запустить инновационный бизнес, то родина Нобелевской премии, Volvo и Ikea может предложить вам первоклассную инфраструктуру, простые законы и адекватные налоги.

Автор статьи – Дэвид Банис
Автор статьи – Дэвид Банис

Ставка корпоративного подоходного налога составляет всего 22%, в то время, как налоги на прибыль относительно высокие, что делает Швецию вдвойне привлекательней для запуска нового дела. Государство, с одной стороны, не сильно высасывает деньги из вашей компании, а с другой обладает финансовыми ресурсами, которые гарантируют расширенные пакеты социального обеспечения и создают столь нужную подушку безопасности для рискованных и новаторских бизнес-идей.

В холодной Швеции находят себя многие компании-единороги. За многие годы пять шведских стартапов достигли оценки в $1 миллиард долларов: Skype, Spotify, King, Mojang и Klarna. В этой стране на 20,000 работников приходится 20 стартапов, по сравнению с 5 в тех же США. Швеция помешана на стартапах и инновациях настолько, что даже церковь, обычно не самая прогрессивная организация, вложила $5 миллионов долларов в этот сектор.

Офис Mag Interactive
Офис Mag Interactive

Мне довелось интервьюировать множество директоров быстрорастущих шведских компаний. Я был поражен различными чертами этой идиллической экосистемы, но одна из них выделялась особенно. Все эти стартапы представляли собой различные вариации одной и той же идеи: снова сделать контент ценным.

Spotify, возможно, самый знаменательный пример. С момента создания в 2008 году компания реанимировала умирающую музыкальную индустрию с помощью того, что позже назвали «устойчивой бизнес-моделью для артистов». Несмотря на благие намерения, компания получила и свою порцию критики от людей, которые считали, что выплаты были недостаточно высокие.

Компания постоянно повторяет о том, что их продукт массово заставляет людей завязывать с пиратством. В эпоху Интернета, как они её прозвали, Spotify представляет собой лучший из возможных миров для музыкантов. Сейчас стоимость Spotify оценивается в $20 миллиардов долларов, а недавно они заявили о предстоящем IPO.

В относительно небольших масштабах, множество других компаний занимаются тем же самым. Acast, например, является очень успешной подкаст-платформой, возглавляющей сферу голосовых технологий. Soundtrack Your Brand – это b2b версия Spotify (да, проигрывать музыку из Spotify в магазинах – нелегально). А Epidemic Sound выпускает музыку для онлайн-артистов. И это только компании, связанные с аудиоиндустрией.

Офис Acast
Офис Acast

Далее, здесь есть целый легион игровых издателей. Гиганты вроде King, Mojang, Paradox и Mag Interactive подарили миру такие хиты, как Minecraft, Candy Crush Saga и Ruzzle. Когда Steam анонсировал первую премию Steam Awards в 2016 году, 11 из 100 наград достались Швеции. Потрясная статистика, учитывая размеры страны и количество студий разработки игр.

И, наконец, новости. Сектор, занятый поиском устойчивой бизнес-модели для журналистики. В Стокгольме есть как минимум девять примечательных стартапов, которые пытаются сделать сферу новостей более лёгкой в монетизации.

Офис Epidemic Sound
Офис Epidemic Sound

Пару недель назад я переписывался с Магнусом Хультманом, основателем компании Strossle, которая попадает под эту категорию. После очередного его заявления, что миссия компании заключается в том, чтобы сделать журналистику снова оплачиваемой, я не мог не спросить, почему это черта так распространена в шведских стартапах.

«Ох, я знаю почему, – усмехнулся он. – Потому что мы являемся родиной Piratebay! (крупнейший в мире торрент-трекер – прим. переводчика)» Я попросил его объяснить подробнее. «Мы были первооткрывателями в мире пиратской музыки, фильмов и книг. Мы были настоящими цифровыми викингами, крадущими контент! Затем мы осознали, что воровство не является устойчивой бизнес-моделью. Если вы только потребляете и ничего не даете, то в конечном счете ничего не останется. Поэтому нам необходимо было починить то, что мы же и поломали. Именно поэтому появился Spotify. И именно поэтому тысячи лет назад мы стали христианами, оставив наши викингские шлемы и мечи в прошлом». Магнус закончил своё объяснение совсем не викингской улыбкой.

Шведы могли оставить свои шлемы и мечи позади, как и объяснил Магнус, но великолепная метафора и сравнение с «цифровыми викингами» была слишком хорошей, чтобы не использовать её в попытках проиллюстрировать шведскую технологическую экосистему и некоторые из ее аспектов, которые обычно игнорируются.

Мы попытались понять, какие привычки делают технологические стартапы в Швеции великими покорителями цифровой эпохи.

7 привычек высокоэффективных викингов

Офис Strossle
Офис Strossle

1. Находить новые источники богатства

Если у вас нет своего, возьмите чужое. Это как раз то, что делают викинги. Но за уничтожением всегда следует создание. Викинги завоевали Нормандию, но они реализовали современную социальную систему. В средние века трофеи были сделаны из золота и драгоценностей, сейчас, по прошествии 20 лет после публикации знаменитого эссе Билла Гейтса, миром правит контент. Стартапы цифровых викингов нашли новый, законный путь внедрить контент (музыку, новости, подкасты) и сделать его снова ценным. Они поняли, что все большие платформы (Facebook, Amazon, Netflix) бесполезны без него. 

 2. Плавать за моря

Неважно, что Швеция – одна из лучших стран для жизни, ее недостаточно для вашего бизнеса. Шведские компании всегда строятся с намерением рано или поздно выйти на международный рынок. Так происходило всегда. Давняя и закрепившаяся традиция имеет большую ценность в современном цифровом мире, где у венчурного бизнеса с самого начала должен быть международный тип мышления.

3. Учиться новым обычаям завоеванных земель

Цифровые викинги – великие завоеватели, но они также готовы перенимать привычки и тренды земель, к чьему берегу они причаливают. «Когда живешь в стране, где постоянно темно и холодно, начинаешь интересоваться остальным миром», - рассказал Магнус Хультман.

Шведы держат ухо востро, шагая в ногу с инновациями. «Мы общество первопроходцев, – говорит Тереза Гедда, основательница и глава шведского стартапа 30minMBA, – и по этой причине Швеция – замечательный пробный рынок b2c компаний».

 4. Разрушать иерархию 

Цифровые викинги не ярые фанаты иерархий. Только результаты и эффективность гарантируют авторитет. Также, их стиль лидерства как правило включает в себя предоставление свободы и ответственности. В малонаселенных странах, вроде Швеции, нельзя растрачивать хороших людей на бюрократию и утомительные задания.

«Плоская иерархия – последствие нашего процесса принятия решений, - объясняет Леандро Соседо, глобальный руководитель стратегического планирования в Acast. – В северных странах процесс принятия решений подразумевает приход к консенсусу. Если это невозможно, вы пытаетесь зацепить как минимум квалифицированное большинство. Это без труда приводит к плоской иерархии, где каждый голос будет учтен».

 5. Сотрудничать доверительно

Доверие, возможно, является существенной ценностью для цифровых викингов, поскольку оно возвращает к их наследию. «Это наш Закон Янте, – говорит Малин Лунделл, менеджер по маркетингу в MAG Interactive. – Термин описывает типичное поведение жителя северных стран. Большое внимание уделяется важности совместного роста. Если вы хотите добиться высот, это не означает, что вам придется толкнуть коллегу под автобус».  

6. Инфраструктура как фундамент нации

Когда норвежские воины разграбили британское побережье, они прибыли туда не на одной лодке (как было сказано в комиксе про Астерикса). Наоборот, у них был настоящий флот, достаточно большой и сильный, чтобы внедрить свое видение. Цифровые викинги делают акцент на важности инфраструктуры. 

И примеров очень много. В 1995 году шведское государство запустило программу «Home PC offering», где каждый, кто приобрел компьютер с интернет-подключением, мог вычесть его из числа своих налогов. Пару лет спустя, в 1999 году, государство сделало заявление, что каждый житель страны должен иметь широкополосную связь, поскольку за ней было будущее.

Неслучайно именно Швеция может похвастаться самой высокой средней скоростью интернета в мире. Также и в случае 3G – внедрение было быстрым и повсеместным. Это случилось потому, что государство выдало лицензии не тем, кто предложил наивысшую цену, а компаниям, которые пообещали максимально широкий охват.

7. Викинги – это сплоченное сообщество новаторов

Зная, что у вас есть сообщество викингов, на которое можно положиться, вы не боитесь делать что-то инновационное. Шведская система обеспечения благосостояния поддерживает людей в рискованных начинаниях и помогает их мечтам сбываться. «Университеты и колледжи у нас бесплатные, – напоминает Бьорн Фант, сооснователь онлайн-магазина Hemmy.se, – вдобавок, студенты могут получить кредит с низкой процентной ставкой от правительства, чтобы покрывать свои расходы на проживание. Некоторые говорят, что это лучший венчурный капитал, который у нас есть».

Йоханнес Шильдт, глава и сооснователь медицинского стартапа Kry, добавляет: «Именно такая двойная зависимость государства и промышленности друг от друга заложила основу технически-ориентированного предпринимательства, которое мы и видим сегодня.»

Оригинал статьи на английском языке

Перевод

Подписывайтесь на наш канал и рассказывайте о нас друзьям