В воскресенье, второе воскресенье Великого поста, православные христиане чтят память Григория Паламы. Мы называем это воскресенье "Неделей светоносных постов" - святитель Григорий восстановил забытое давным-давно учение о невещественном божественном Фаворском свете, которое Иисус Христос передал трем апостолам (заметьте не всем, а только трем наиболее выдающимся их двенадцати).
Палама жил в XIV веке, начале эпохи европейского Возрождения. Темные века Средневековья заканчивались и это стимулировало с одной стороны упрощение христианских постулатов, большую их доступность для простого народа, а с другой стороны стимулировало возрождение научного знания, стимулировало более глубокое проникновение в само христианское учение.
Бог создал человека, чтобы обитать в нем как в храме. Стать таким храмом Божества есть цель человека. Апостол Павел говорит: «разве не знаете, что вы – храм Божий ?»
Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий, причём описания эти очень похожи. При Преображении Иисуса явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5). Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9).
Учение о Фаворском свете дает спокойствие, душевную тишину, умение видеть целостность мироздания и находить себя в этом божественном саде.
Геннадий Климов
�1$P1�+�z�