Статуи Моаи - знаменитые огромные каменные монолитные идолы острова Пасхи. Ранее главная загадка острова, а сейчас лишь впечатляющая туристическая достопримечательность, но без каких-либо намёков на таинственность, мифы про которую сейчас повторяют лишь самые упорные. Как же так вышло и почему так получилось, что ранее то, что считалось доказательством существования "Древней затерянной развитой цивилизации" и доказательством существования "Атлантиды", сейчас есть ничто иное, как доказательство всего лишь могущества простого первобытного человека и ужасной истории деградации общества, погубившего самого себя? И почему оно является таковым, а всё-таки не аргументом в пользу потерянной расы атлантов?
В этой статье мы рассмотрим историю этих статуй, историю острова в целом, разгадку его тайн, а также под конец будет составлен список самых известных мифов и аргументация их несостоятельности.
ОТКРЫТИЕ ОСТРОВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИФОВ
Остров был открыт нидерландским мореплавателем Якобом Роггевеном, проверяя сообщения о таинственной земле, находящейся примерно на 20°27′ южной широты. Прибыв на остров, голландцы были разочарованы: тут их ждал лишь унылый пустынный ландшафт и испуганные туземцы, впервые увидевшие европейцев. Единственное, что вызвало интерес у команды, были огромные статуи Моаи. Впоследствии, он сделал об острове пару заметок:
С большого расстояния остров сначала показался нам песчаным; но оказалось, что то, что мы приняли за песок, на самом деле было высохшей травой, сеном или другой выгоревшей растительностью. Общий пустынный вид производил впечатление крайней бедности и бесплодности».
...
Но статуи! Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.
Кратко описав остров, Якоб Роггевен покинул его, продолжив свои поиски. Сам остров был забыт и "всплыл" лишь лет через 50, когда за него начали бороться колониальные державы. Именно тогда и возникли загадки острова Пасхи, над которыми ломали головы многие светлые умы. Именно тогда же и возникли первые мифы. Начались исследования, появились теории и гипотезы, которые, впрочем никаких ответов-то толком не дали - зато нашлись новые загадки. Вызывали вопросы и таинственные петроглифы на камнях, и Ронго-Ронго, нерасшифрованная письменность аборигенов (Единственная собственная письменность в Тихом океане), и так называемые "Аху" - каменные платформы внушительных размеров. Как же им всё это удалось сделать, раз уж они такие примитивные? Яркий контраст между примитивностью и столь богатой культурой прошлых веков поражал воображение несчастных вдумчивых европейцев.
« Они развели костры перед очень высокими каменными статуями, которые нас поразили, поскольку мы не могли понять, как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными веревками, смогли их возвести».
Джемс Кук, путешественник-исследователь.
Злые языки начали утверждать, что всё это есть доказательство существования "Пацифиды" - гипотетического затонувшего континента с высокоразвитой цивилизацией. Все эти внушительные постройки и достижения приписывались её древнему народу, а туземцев записывали либо в остатки исконного населения, деградировавшего после затопления материка, ну или же вообще в туземных колонизаторов, приплывшим на остров совершенно недавно, и не имеющих к этим постройкам вовсе никакого отношения. Вследствие возникали всё новые и новые мифы, вроде идеальной астрономической ориентации статуй или какого-то невозможного материала для их постройки, ну или что-то совсем запредельное, вроде постройки этих статуй инопланетянами (Дэникен), цивилизацией богов, антигравитационной технологии, и так далее... В конечном итоге, остров плотно окутал ореол таинственности. Сброшен он был лишь в ХХ веке, но некоторые мифы оказались гораздо живучей и с великим упорством смогли дожить до наших дней, выживая в головах несчастных обывателей.
ТАК КАК ОНИ ВСЁ ЭТО СДЕЛАЛИ?
Конечно же, больше всего смущало несколько вещей.
Первая из них - примитивность населения. Когда европейцы прибыли на остров, их встретили дикие аборигены, поделённые на вечно враждующие кланы - вообще, изначально аборигены Рапануи чрезвычайно воинственны и жестоки и до недавнего времени практиковали каннибализм - и не ритуальный, нет. Они пожирали друг друга по банальной причине - так проще всего было добыть мясо на этом пустынном острове. Ведя бесконечные войны между друг другом, туземцы поедали убитых врагов и более того, никогда не брали пленных, предпочитая заложникам обед.
Безусловно, для обладания таким внушительным культурным пластом, такими сложными архитектурными постройками, как статуи Моаи, требовалась существование некого централизованного общества со сложной социальной организацией (В первую очередь из-за сильного разброса ресурсов). И безусловно, на момент открытия острова европейцами, его не существовало, и казалось, что существовать на таком богом забытом острове оно никогда и не могло вовсе.
Второе - способы передвижения этих монолитных статуй. Каким образом аборигенам удавалось перетаскивать эти гигантские глыбы от каменоломни на берег? Ведь действительно, а как без каких-либо инструментов, вроде тех же канатов (А деревьев для их изготовления как бы не было вовсе), можно было перетаскивать эти огромные монолиты? Причём, на весьма приличное расстояние!
Третье - а как, собственно говоря, их вообще делали? Как выглядел этот первобытный производственный процесс? Как их вырубали и поднимали? Что использовали древние зодчие этого таинственного мистического общества?
И чётвёртое - почему же их прекратили возводить? Во-многом, в купе с большим множеством недоделанных статуй в каменоломнях, это породило миф о том, что статуи Моаи перестали строить не просто так, что процесс остановился из-за какой-либо глобальной катастрофы, являясь большим аргументом в кармане тех, кто верил в существование некого "Затонувшего континента" и его развитой цивилизации.
УЖАСНАЯ ДРАМА, ЗАМЕНИВШАЯ ПРЕКРАСНУЮ СКАЗКУ
Первые поползновения к истине были сделаны в 19 веке, когда исследующие остров учённые заявили, что ранее эта земля была покрыта густым лесом. Как оказалось, во время колонизации этого острова полинезийцами (400-700 года нашей эры), остров выглядел совсем иначе. Он был покрыт мощным субтропическим лесом с огромным биоразнообразием - сейчас же биологи выделяют лишь 47 биологических видов растительности и лишь два вида невысоких деревца из них.
Более того, исследования культурного слоя показали, что в рационе предков современных рапануйцев преобладала рыба (90% рациона) , а в свою очередь, прибрежные воды ей не богаты. Были найдены кости дельфинов, вид которых у берегов острова Пасхи не водился и вовсе (Треть всех останков), живя в дали от берегов. Следовательно, ранее аборигены имели лодки, пригодные для того, чтобы выходить в открытый океан.
И сейчас, имея множество данных о былом облике этого острова, можно предположить, что остров Пасхи ранее был неким тропическим раем, который по достоинству был оценён приезжими полинезийцами. Начался быстрый рост население, более активное использование ресурсов. Общество росло, а с ним росли и его потребности. Переселенцы начали активно использовать лес - тут и дрова, и дома, и для дорог, и для пирог, и для возведения статуй, да и просто ради того, чтобы расчистить земли для своих полей. Сократилось число лесов, начала исчезать фауна - к примеру, птицы, переносившие пыльцу деревьев. В конце концов, общество разрослось настолько, что этот крохотный остров не успевал оправляться от ударов человека, лес не успевал восстанавливаться и начал исчезать, пока что не исчез полностью. И общество, перенесённое в другие условия, с грохотом рухнуло. Кончились ресурсы, начался голод , перестало хватать даже воды - на острове Пасхи чрезвычайно мало пресных источников, а с исчезновением леса, который удерживал в почве влагу, их количество сократилось в несколько раз - из-за этого началась эрозия почвы, пропала плодородность, началось "опустынивание". Вымирала и флора и фауна, а вместе с ней и общество рапануйцев, которое проживало здесь.
Начался упадок. Страшный голод привёл к вымиранию населения, к деградации самой культуры. У рапануйцев не осталось ресурсов для того, чтобы заниматься сооружением сложных построек - более того, им еле хватало ресурсов на то, чтобы просто выживать. Оставшиеся в живых потомки впоследствии рассказали европейцам о том, как централизованное общество угасало, как дробилась власть, как люди уничтожали друг друга, как свергали власть крупных вождей, заменяя её хаотичным главенством силы мелких родовых глав, как рода истребляли друг друга, как сбрасывали статуи с постаментов, в знак победы над чужим родом.
Изолированная человеческая популяция не смогла пережить кризис, и вскоре, то общество пало, оставив от себя лишь крохи былого величия. Таким образом, всё-таки развитое общество было - об этом нам красноречиво повествуют и местные легенды, и археологические раскопки. Но из-за нерационального использования местных ресурсов, тропический рай превратился в пустынный ад, который и привёл к краху общества древних туземцев. Но как же они всё-таки могли из изготовить? Ответ на этот вопрос был найден Туром Хейердалом, норвежским учёным, причём нашёлся он весьма необычным, и даже комичным способом - об изготовлении этих статуй просто спросили местных.
Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.
По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.
Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.
Таким образом, была раскрыта тайна изготовления этих статуй. Дальше были реконструированы и методы их перемещения - с помощью канатов статую раскачивали из стороны в сторону и таким образом она "шагала" к месту установки. По словам антропологов, проводивших эксперимент, об этом говорит особая конструкция статуй, центр тяжести которых находиться внизу и чуть-чуть смещён вперёд, что значительно упрощает её "шагание", а также загадочное положение брошенных статуй, которые почти всегда лежат лицом вниз, там, где дорога идёт вниз, ну и вверх, там где дорога идёт вверх. Во-многом, это также объясняло легенды "короткоухих" жителей острова о том, что статуи сами шагали к месту своей установки. Хотя есть и другие версии - к примеру о том, что статуи перевозили волоком по специальным деревянным рельсам - в любом случае, это было возможно, что и доказали учённые.
Таким образом, наука дала ответ на загадки острова Пасхи, всё оказалось весьма логичным, лишённым всякой мистики. Под конец этой истории, я хотел бы просто привести список некоторых мифов, аргументировав их несостоятельность.
-Вес статуй Моаи гигантский и туземцы не могли их перетаскивать ничем, кроме гравицап!
Ничего сверхтяжелого в этих статуях нет - более того, зачастую они просто до неприличного легки для столь монолитного сооружения! Этот миф был создан из-за неправильного расчёта массы - зачастую вес статуи не превышает и пяти тонн, только 30-40 статуй дотягивают до десяти. В 2012 году антропологи на видео реконструировали движение четырёх тонной реплики, так что этот миф всего лишь заблуждение, не имеющее под собой никаких оснований.
-СТАТУИ МОАИ СДЕЛАНЫ ИЗ БАЗАЛЬТА, ОН СВЕРХПРОЧЕН И ТОЛЬКО ЛАЗЕРАМИ\УЛЬТРАЗВУКОМ\ГРАВИБОЛГАРКАМИ\РАЗЖИЖЕНИЕМ МОЖНО БЫЛО ЕГО ДОБЫВАТЬ!1 У НИХ ДАЖЕ ЖЕЛЕЗА НЕ БЫЛО, КАК БАЗАЛЬТ ДОБЫВАЛИ, КАК?
Тут конечно стоит заметить, что из базальта сделано лишь 13 статуй, все остальные сделаны из крайне мягких пород, вроде вулканического туфа. И железо тут не нужно на самом то деле, те же кроманьонцы спокойно обрабатывали булыжники базальта и гранита без него. Подобное обрабатывается подобным, весь мир обходился без космических болгарок - скорее всего и рапануйцы управились как-то без них. Невозможность обработки твёрдых пород примитивными инструментами известное заблуждение, созданное из-за банального отсутствия знаний о камнеобработке у современного человека.
-А как же чудесная астрономическая точность?
Даже ЛАИ подтвердили, что это вранье и додумывание, а раз они подтвердили, то я думаю, нет никаких оснований говорить, что это не так.
- А что насчёт того, что они все повалены лицом вниз? Как будто взрывной волной снесло однако - не доказательство ли это ядерной войны богов?...
Тоже очередной миф - конечно, многие из них лежат лицом вниз, но далеко не все - в первую очередь это связанно с их транспортировкой - вперёд шансов у них завалиться было гораздо больше.
- Учённые так-то врут, а самом деле остров Пасхи - одна из вершин древнего континента, на котором жили древние атланты - говорят, от берега в море идут дороги, а в глубинах можно заметить какие-то непонятные холмы, как бы здания...
Не более, чем утка. Остров находиться на вершине потухшего вулкана, а ближайшая от него возвышенность находиться на расстоянии 500 километров. Более того, геологические исследования показывают, что остров Пасхи никогда не являлся частью какого-либо континента. Никаких доказательств обратного на сегодняшний день нет и вроде как не предвидится.
-Полигональная кладка ж на острове, она ж сверхтехнологичная. Там отверстия ведь такие, что нож нельзя просунуть - как так-то? Атланты же строили!
Увы, но никто никогда, кроме конспирологов не говорил, что полигональная кладка есть что-то технологичное, весьма примитивная технология, к которой прибегают при отсутствии других способов строительства. Воспроизвести её можно, нет ничего сложного в том, чтобы ровно поставить один маломальски обработанный камень на другой. У нас так в Кронштадте так делали, когда не хватало нормальных материалов и рабочих рук. Но там наверное тоже атланты.
-Стоп... А как же письменность? Да, да, письменность, как у египтян же! И у инков! Это одна цивилизация получается! ЭТА ЖЕ ВСЕ ПОТОМКИ ДРЕВНЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ БОГОВ!1
Увы, кроме того, что эти письменности выражены иероглифами, ничего общего между собой или Ронго-Ронго они не имеют. Увы, это так.
-А как же быть с брошенными статуями? Ведь их прекратили делать внезапно... Не из-за ядерной войны ли, а?
Никто внезапно их делать не прекращал - множество недоделанных исполинов во многом результат брака, такое бывает, да. Каменоломни изобилуют недоделанными статуями на самых разных стадиях, более того, есть множество примеров неудачной транспортировки.
-Но они ж и возникли внезапно, да? И там ведь периоды есть, да? Одни более совершенные, как будто бы боги, а другие... АБОРИГЕНЫ ПРОСТО КОПИРОВАЛИ СВОИ УБОГИЕ СТАТУИ С ЦИВИЛИЗАЦИИ БОГОВ!
То, что являлось по сути прямым признаком поступательного развития, почему-то используется в качестве аргумента конспирологов. Статуи возникали не внезапно - вначале было плохо, потом нормально, потом стало хорошо - потом произошёл упадок и их перестали строить вовсе, так как того изобилия пищи уже не было, тропический рай исчез, приходилось выживать. Миф о внезапности и копировании - типичное заблуждение конспирологов, но к сожалению, всего лишь миф и не имеет под собой каких-либо рациональных и адекватных оснований.
Таким образом, я хочу подвести итог - ничего таинственного в этих статуях нет, а если и есть что-то, то только из-за незнания некоторых простых вещей или из-за абстрактной светлой веры и желания создавать тайны там, где их нет в принципе. Спасибо за внимание, с вами был канал "Тёмная история" и его первая публикация! Подписывайтесь - в дальнейшем, вас ждёт много нового и интересного!