Найти тему

Пахарь Микула Селянинович

К этому времени среди русских дружинников как один из основных видов состязания распространяется бег на 20 и даже на 25 верст. Воины носят на себе одного или двух товарищей (чтобы при необходимости вы­нести с поля боя раненого), без устали  упражняются дружинники не только в лазанье по деревьям, но и в к «путешествии по ветвям» (т. е. в умении прыгать с дерева на дерево).

Впрочем,  богатыри  встречались на Руси не только среди воинов. Вспомним хотя бы Микулу Селяниновича — могучего  пахаря,  перед  которым  спасовала вся дружина  князя  Вольги  Святославовича  и даже сам князь.

По просьбе Микулы Селяниновича Вольга посылает всю свою дружину с единственным заданием бросить сошку могучего пахаря «за ракитов куст».

Но то, что не может сделать сотня княжеских дру­жинников, легко делает крестьянский богатырь.

И несомненно, что среди потомков Микулы Селяни­новича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца было не­мало богатырей, которые сам на сам выходили против десятка врагов и побеждали тех в справедливом бою.

Кстати, прославленный Илья Муромец тоже не толь­ко стоял «на заставах богатырских», но и работал в поле, корчевал лес под будущие пашни, строил мосты и даже плотины. То есть основу «богатырства» составляли как военные упражнения, так и мирный труд.

…Среди тех истинно русских забав, где наравне с юношами принимали участие и девушки, стоит вспомнить «горелки» — отголосок прежних языческих обря­дов, когда каждому необходимо было пройти «очищение огнем». А как не упомянуть катание на санях, деревян­ные коньки, игру в рюхи и, наконец, «взятие снежного города»! Именно эта игра вдохновила В. Сурикова на создание одного из динамичнейших его полотен.

Все эти игры и упражнения отражены не только в летописях и путевых заметках путешествующих ино­странцев, но и в народном фольклоре. Об этом свиде­тельствуют пословицы «Без борца да бойца нет венца», «Кулачный боец —добрый молодец» и многие другие.