Найти в Дзене
Чтение для практики

Три истории о личной продуктивности

Оглавление

Книги практиков, в которых они описывают свои системы продуктивности, часто оставляют странное ощущение после прочтения – в книге много практически полезного инструментария, однако написаны они путано. На мой взгляд, это связано с попыткой выстроить некое законченное решение (систему или теорию), на основе своих практических наработок. Получается это не у всех.

Читаю эти книги не для того, чтобы постичь красоту концепции, а для практической пользы, и потому стараюсь избегать сложных концептуальных построений, воспринимая подобные книги как сборники практических советов. Особую ценность этим советам придает тот факт, что авторы проверили все на собственном опыте. А мне лишь необходимо пропустить эти советы через серию вопросов, среди которых:

- насколько эти методы подходят к моей ситуации?

- как мне совместить между собой и интегрировать в единую систему, порой очень разные, советы и рекомендации?

Подобными вопросам я задаюсь, читая не только книги о личной продуктивности. Однако, когда читаешь книги авторов, чьи советы базируются на личном опыте, то отвечать на эти вопросы всегда очень легко.

***

Книга "18 минут" интересна тем, что написана на основе личной истории автора.

Это история старта и развития консалтингового бизнеса, который хотя и был успешен, однако не сделал счастливым его создателя. Последующий крах бизнеса имел неожиданные последствия - дал  возможность сделать паузу, заняться своей жизнью и провести серию экспериментов. А потом вновь начать создавать бизнес, который уже выстраивался с учетом понимания себя и предыдущего опыта.

Собственно своими находками, которые автор делал на этом пути, он и делиться на страницах книги

- Наша реакция на событие часто ведет к непродуктивному результату. Как это обычно происходит: событие → реакция → результат. Однако если вы знаете, какой результат хотите получить, то сможете сосредоточиться на главном и не поддаться эмоциям: событие → результат → реакция. Иными словам, реагируйте не на прошлое, а на будущее

- Создаем ежедневный ритуал. Получиться ли у вас уложиться в 18 минут, или может быть выйдет какая другая цифра, важно помнить главное – суть метода в том, чтобы осознанно выбрать, на чем вы хотите сосредоточиться, а потом регулярно напоминать себе об этом в течение дня.

- Забудьте о будущем. Хотя бы не надолго прекратите думать, куда идти. Сосредотчтесь на том, кто вы на самом деле. Начните эксперимент, который позволит это понять. По максимуму используйте ваши сильные стороны. Примите ваши слабые стороны. Не пытайтесь всеми силами не отличаться от других – заявите о ваших индивидуальных особенностях, будьте другим. Занимайтесь любимым делом, проявляя упорство и находите в ней смысл.

И еще множество инструментов, советов и просто интересных историй

***

В основу книги "Поднимая планку" положена идея о том, что приняв решение, нам необходимо эффективно распределить свои ограниченные ресурсы, которые являются важнейшими составляющими продуктивности: время, энергия, фокусировка и инструменты.

Наиболее полезным для меня оказались следущие

- "Если бы наступил лучший день в вашей жизни, вы бы поняли это?" Для ответа на этот вопрос, автор советует регулярно составлять план идеального дня. Как это сделать? Возьмите чистый лист бумаги, поставьте таймер на 25 минут и просто напишите, каким вы видите свой идеальный день. Попытайтесь увидеть себя в своих целях

- Определяя свои стиль работы, как вы себя охарактеризуете – вы человек-существительное или человек-глагол? Интересно, что в книге говориться не о противопоставлении этих типов, а об их сочетании. Как определить свои стиль работы? Просто найдите свой полный список дел на текущий момент и посмотрите на первые слова в каждом пункте – это глагол или существительное? Важно уметь сочетать дела, о которых вы пока размышляете, с действиями которые вы готовы предпринять в самое ближайшее время

- Важность практики и пятидневный эксперимент. Читая и узнавая, начинайте делать что-то, уделяя этому внимание, и через 5 дней вы сможете определить, следует ли продолжать этим заниматься. Важный момент – за 5 дней вы не выработаете привычку, однако сможете понять – стоит ли вам дальше осваивать эту практику, чтобы в скором времени она стала привычкой.

И еще множество практических советов для, используя формулировку автора, улучшения лучшего.

***

Вряд ли кто будет оспаривать очевидную полезность принципа "сделай это сразу же", который лежит в основе методики персональной эффективности Керри Глисона, автора книги "Работай меньше, успевай больше".

Книга посвящена подробному изложению этого принципа в приложении к различным аспектам деятельности на работе:

- организации рабочего процесса

- работа с электронной почтой

- разгребание завалов на столе

- при планировании и доведении дел до конца

- повышения эффективности проведения совещаний

Вот что сам автор говорит о своей книге - "Возможно, на этих страницах не так уж много глубоких размышлений, но вы найдете на них много рекомендаций, продиктованных практическим опытом"

Лично мне показалась очень дельной идея привлечь на свою сторону настоящий момент и воспользоваться всеми его преимуществами. Из полезного для себя, я нашел несколько новых идей в главах о работе с незавершенностями, о планировании и привычке откладывать дела на потом. И это были совсем не откровения, а скорее подсказки и намеки - о пользе планирования, об упорстве и привычках.

Если вам знакомы книги Девида Алена о системе GTD, то вы увидите много общих моментов в обеих системах. Однако, суть книги "Работай меньше, успевай больше" в том, что это книга о непрерывном совершенствовании методов любой деятельности, которую вы выполняете. "Как я делаю то, что я делаю? Как я могу сделать это лучше" - автор книги советует почаще задавать себе этот вопрос. И дает хороший инструментарий и множество примеров из разных областей, для поиска ответов на эти вопросы.

***

В завершение заметки - групповое фото и составная цитата,

которые хорошо иллюстрируют важность наличия структуры, в которую вы вносите те или иные элементы, подчерпнутые вами из книг или бесед с практиками. Для меня такой структурой является организация дня. Об этом писал совсем недавно, но повторить будет совсем не лишним. Ведь это очень простая структура - я выделяю на вечерние итоги/планирование и утренний обзор порядка 25 минут вечером и 10 минут утром, плюс фокусируюсь на ключевых событиях в течение дня (это суммарно еще порядка 25 минут). Безусловно, для поддержки этой структуры в режиме творческого напряжения я использую различные инструменты, о которых регулярно рассказываю в публикациях и на мероприятиях.

-2

Каждое утро задавайте себе несколько вопросов. Готов ли я к новому дню? Могу ли я трудиться успешно и продуктивно? Продумал ли я его? Составил ли я план? Предусмотрел ли риски, которые могут увести в сторону? Поможет ли план на день сосредоточиться на приоритетах года?

Одна из причин, почему люди продолжают думать о работе, даже приходя домой, - в том, что они не могут остановиться и определить для себя свою дневную норму. Поэтому они все время думают о том, что еще предстоит сделать вообще, а не то, что еще осталось сделать сегодня.

И обязательно находите несколько минут вечером, чтобы подумать о том, как прошел день и чего удалось добиться, чему научились и что узнали нового. Эти минуты – ключевой фактор, благодаря которому завтра может стать лучше, чем сегодня

Вдумчивого и практически полезного чтения!