Одно из самых лучших качеств человека — высокая культура и нравственность. Нормы поведения человека, его моральные качества, поступки и духовная жизнь — всё это мы называем нравственностью. Она, приобретается в общении с духовно богатыми, культурными и Богобоязненными людьми. Кроме того, инструментом совершенствования человеческой культуры и морали, является изучение этики Пророка Мухаммада, мир Ему. Обучение правилам, определяющим нравы, духовные качества людей, а также навыкам поведения в обществе весьма полезны для человека.
Человек должен относиться к людям так как хотел бы, чтобы относились к нему. Если мы желаем, чтобы нас прощали, тогда и мы должны научиться прощать других. Мы любим, когда нам делают добро, но и мы не должны забывать отвечать взаимностью. Таким способом, мы воспитываем в себе высокие этические нормы. Каждый из нас должен следить за своими поступками, стараясь не совершать ошибок.
Мусульманские морально — этические нормы не допускают гнева, так как в приступе ярости люди не способны контролировать свои действия и совершают необдуманные поступки. Как-то один человек спросил Пророка Мухаммада, мир Ему, о том, как спасти себя от наказания в Конце Света. И Пророк, мир Ему, ответил: «Не гневайся!». И добавил, означающее: «Силён не тот, кто победит другого, а силен тот, кто победит себя», то есть, сдержит себя от порыва гнева.
В своих наставлениях к мусульманам Пророк, мир Ему, говорил, означающее: «Человек не станет полноценным верующим, если он не желает своему брату того, чего желает для себя».
Мусульманин должен относиться к старшим по возрасту как к отцу, к младшим как сыну, а к ровесникам — как к братьям с почтением.
Детям необходимо относиться к родителям с большой добротой, быть вежливыми и внимательными. При этом, как сказал Пророк Мухаммад, необходимо быть особенно почтительным по отношению к матери, ибо ей положено больше добра и милости. Родителям же, в свою очередь, также не стоит забывать о правах.
Родителям нужно подготовить все необходимое к рождению ребенка. Новорожденному читается Азан в правое ухо и Икамат в левое. На седьмой день ребёнку даётся одно из мусульманских имён и приносится в жертву одна овца если девочка, и две овцы если мальчик. Это считается желательным (Сунной). Родителям также рекомендуется массировать дёсны ребёнку фиником. Это также является желательным (Сунной).
По достижению семилетнего возраста ребёнку необходимо прививать любовь к религии и к наукам. Следует воспитывать мягко, с определённой степенью строгости. Первое, чему учат детей, это вопросы основ Веры: как правильно верить в Аллаhа и Пророков, мир Им. Затем правилам молитвы и ритуальною очищения, а также чтению и письменности. Мальчики и девочки должны спать отдельно по достижению ими девяти лет.
Эти, а также многие другие моменты в воспитании прививают ребёнку, как будущему полноценному члену мусульманского общества, основные правила культурного поведения.
Каждый разумный человек должен:
— стараться не вредить себе и другим,
— стремиться к самоусовершенствованию,
— говорить с пользой для достижения справедливости.
— быть трудолюбивым согласно Шариату.
— не вмешиваться в дело, которые не имеют к нему отношения,
— стараться но допускать ошибок.
— с добротой относиться к родителям.
— поддерживать добрые отношения с родственниками.
— быть любящим и милостивым по отношению братьев.
Мусульманину чуждо высокомерие. Ему присуще благоразумие, милосердие, доброта, правдивость.
Каждый из нас должен:
— обладать чистым сердцем,
— быть благоразумным, осторожным и терпеливым.
— не указывать на других с плохим намерением.
— не говорить за глаза плохо, не злословить.
Мусульманину крайне не желательно быть расточительным, завистливым и безответственным.
Каждому из нас следует:
— быть щедрым, но не расточительным, — бояться своего Господа и уповать на Его Милость.
— быть смелым, но не вспыльчивым.
— давать ради Аллаhа и запрещать согласно Повелениям Аллаhа
— стремиться к ограждению людей от совершения грехов.
Неизменно посещайте поминки (Дуалар), сочувствуя и выражая соболезнования тем июлям, которых постигла бела. Нельзя радоваться когда кто — то из людей оказался в беде, ибо Пророк, Ему, сказал по этому поводу: “Не злорадствуй, когда твой брат мусульманин в беде. Может случиться так, что Аллаh даст возможность ему выйти из беды, а ты можешь оказаться в такой же ситуации”.
В наши дни, когда многие забывают о доброте и мире между людьми, мы хотели бы напомнить о необходимости поддерживать родственные связи. Помните о том, что прерывание родственных связей является большим грехом. Поэтому даже если кто-то из родственников сам прервал связь, то не поступайте так же в ответ. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: “Кто прерывает родственные отношения, тот не войдёт в Рай с теми, которые войдут в Рай первыми”. Не говорите, что не хотите посещать кого либо из родственников, пока они сами не сделают первой) шага. За это будет вознаграждение. По этому поводу Пророк Мухаммад, мир Ему, изрёк: “Держи связь с теми, кто прервал её с тобой”. Будьте богобоязненны и ограждайте себя от грехов, одним из которых является прерывание родственных связей.
Берите своих детей и посещайте вместе родственников. Благо тем родителям, которые в наше время приучают своих детей делать добро! Им необходимо наставлять детей и близких на путь добра, благочестия и успеха.
Поддерживайте бедных, проявляйте милосердие к сиротам, будьте щедрыми, проявляя милость к нуждающимся и вдовам. Простите того, кто угнетал вас, и будьте добрыми и щедрыми с теми, кто грубо обходился с вами. Имам Аль — Бухарий в книге «Аль-Адаб” передал нам следующий Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, где сказано:
«Тот, кто не относится с милостью к другим — сам не получит милости!»
Воистину, ценность многих благ, которыми наделил нас Творец по Своей милости, мы, к сожалению, понимаем лишь только тогда, когда теряем их. Благочестивые родители — это одно из тех благ и милостей, которыми Аллаh одаривает некоторых людей. Один из ученых Ислама как-то сказал:
«Слушайся своих родителей даже в том случае, если тебе придётся совершать много нежелательных действии, которые не являются грехами».
Дети должны слушаться родителей во всём до тех пор, пока они не просят совершить греха. И даже после смерти родителей можно быть послушным им. Этого можно достичь с помощью молитвы о прощении и милости для них, которая называется “Дуа истигфар” (просьба о милости). Также быть послушным после смерти родителей возможно с помощью милостыни, которая дастся с целью передачи вознаграждения за такое доброе дело умершим родителям. А также посещая их могилы.
Добрые взаимоотношения между людьми — это то, что указал сам Пророк Мухаммад, мир Ему, сказав следующее: «Не считается одним из нас (достойным) тот, кто не почитает наших старших и не относится с милостью к нашим младшим. Не будет полноценной вера человека, который не относится с милостью к младшим и не уважает старших».