Найти тему

Мушкетеры короля и гвардейцы кардинала: история или вымысел

В известном романе А. Дюма-отца «Три мушкетера» личная охрана короля Людовика XIII, мушкетеры, противостоят гвардейцам кардинала Ришелье: обе роты представлены романистом как непримиримые враги, которые враждуют между собой от первой до последней главы. Мотив соперничества обозначен писателем следующий: Людовик XIII стремился утвердить самостоятельность королевской власти в глазах своего премьер-министра

, последний же стремился достичь неограниченного контроля в управлении как внутренними, так и внешними делами в государстве. Именно так представил взаимоотношения этих непростых людей Дюма. Однако в действительности все обстояло как раз наоборот.

В годы правления Людовика XIII во Франции начал складываться абсолютизм во многом благодаря политике кардинала Ришелье. Парадоксально, но факт: последний добивался максимального увеличения королевских прерогатив, ратуя за неограниченные полномочия своего монарха. Его политическое завещание – лучшее тому доказательство: в этом документе выдающийся премьер-министр изложил основные принципы действия верховной власти короля, которая, по его мнению, должна распространяться на все сферы жизни общества. Именно с этой целью кардинал занялся набором личной элитной охраны для короля: мушкетеров и гвардейцев. Оба полка на самом деле не противостояли друг другу, как описано в известном романе, но, напротив, служили одинаковой цели: усилению авторитета короля. Будучи дальновидным политиком, Ришелье понимал, что особое военное подразделение в руках Людовика XIII – лучшее средство для демонстрации превосходства и возросшего могущества монарха перед удельными феодалами, которые все еще стремились к самостоятельности и независимости.

Доказательством того, что оба полка являлись частью одного целого, служит тот факт, что и мушкетеры короля, и гвардейцы кардинала принимали участие в знаменитой осаде Ла-Рошели, последнем форпосте и оплоте гугенотов. Взятие этой крепости знаменовало торжество королевской власти Людовика XIII. Между прочим, сам Дюма именно так изобразил эти события в своем романе. Великий романист также отдал должное фигуре кардинала Ришелье, изобразив его как мудрого государственного деятеля и опытного политика.

Писатель отлично понимал заслуги премьер-министра перед Францией и потому не мог не продемонстрировать в своем произведении ум и выдающиеся способности этого во всех отношениях незаурядного человека.