Найти тему
Targetgirl

ABC анализ. Принцип Парето.

Оглавление

Приветствую, любители цифр вы мои.

Слышали про принцип Парето? А про ABC анализ? Те, кто знаком с АВС анализом наверняка знают, что он основан как раз на принципе 80/20.

Он означает, что 80% прибыли приносят лишь 20% номенклатурных позиций вашего ассортимента.

Принцип Парето универсален и применяется не только к анализу продаж или прибыли, но и к запасам, поставщикам, товарам и даже клиентам.

Что такое этот АВС анализ и как его применять, разберем на примере ассортимента. Если у вас позиций в прайсе несколько десятков, то уже смело можно его использовать. А если сотни – то он обязателен к применению.

7 последовательных шагов для проведения АВС анализа:

1. Определяем объект и цели анализа.

2. Формируем отчет с данными для анализа.

3. Составляем в отчете рейтинг по убыванию значения.

4. Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом.

5. Выделяем группы А, В и С.

6. Детально анализируем нужную группу в соответствии с выбранной целью на 1 шаге.

7. Принимаем решения и реализовываем изменения.

Как это проделать своими руками (разберем на примере номенклатурных позиций прайса):

1. Решаете провести анализ номенклатуры, чтобы выбросить из прайса плохо продаваемые позиции. Объект – номенклатура и продажи, цель – сократить прайс.

2. Формируем отчет о продажах за месяц или любой другой период, который хотите подвергнуть разбору. Делаете его в виде простой таблицы из 2 столбцов: в первом наименование, во втором сумма продаж по этому наименованию. Сохраняем все это в эксель или аналог.

3. В третьей колонке находим долю продаж по каждой позиции поделив сумму по товару на общую сумму по всем товарам. Сортируем таблицу по этой колонке по убыванию. На первом месте самая продаваемая позиция.

4. В четвертой колонке находим долю с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления суммы по товару к сумме предыдущих товаров (в ячейка на одну строку выше).

5. Выделяем по 4 колонке группы А В и С следующим образом – ищем строчку, в которой накопленный итог достигает 80% – это нижняя граница группы А, дальше ищем строчку, где накопленный итог достигает 95% – это верхняя граница группы С. Все позиции ниже этой строки – потенциальные кандидаты на вылет.

6. Анализируем группу С внимательно, туда могут попасть и новинки, которые еще просто не успели стать хитами продаж, и сезонные товары, которые продаются неравномерно, но нужны в ассортименте.

7. По всем позициям, у которых не нашлось оправдания низких, принимаем окончательное решение и удаляем из прайса. Предварительно подготовившись, конечно, – распродав остатки, если есть.

Попробуйте провести такой анализ по своему ассортименту и, гарантирую, вы удивитесь полученным данным. В группу С может попасть около 50% вашего прайса.

Не спешите выкидывать всё сразу, аутсайдеры необходимы – как и лидеры.

Но это тема отдельной статьи. Ставьте лайк, если статья оказалась полезной.

-2

Хотите получить такой шаблон для АВС анализа?
Пишите в личные сообщения
сообщества, и бот TargetGirl вам его вышлет.

#Маркетинг #Бизнес