Монгольское или татаро-монгольское иго — под таким названием вошла в историю система господства монгольских завоевателей, включавшая в себя организацию управления подвластными русскими землями и определенную политику в отношении различных областей и социальных групп.
Монгольское иго формально продолжалось до 1480 года, когда после «стояния» на Угре наследники Чингисхана де-юре признали независимость Руси. Но фактически период полной подчиненности русских земель татаро-монголам ограничивается 1380 годом— годом Куликовской битвы.
Монголы подчинили Русь уже на излете своих завоеваний. Они еще вели наступательные войны в Китае и Передней Азии, но крупномасштабных вторжений в Европу больше не предпринималось. Так как управлять громадной империей было непросто, наследники Чингисхана поделили державу на улусы. Батый и его потомки получили власть над улусом Джучи (по имени отца Батыя — Джучи).
Улус Джучи представлял собой громадное государственное образование, включавшее в себя земли Западной Сибири, Средней Азии и Восточной Европы. Поначалу Улус Джучи подчинялся великому хану, сидевшему в Каракоруме, но очень быстро его правители добились самостоятельности, и власть очутилась в руках ханов из рода Джучи, управлявших своими владениями из столицы Сарай-Берке, в считанные годы сооруженной в нижнем течении Волги.
Подобно общемонгольской империи, Улус Джучи не являлся унитарным государствам. Уже при Батые он был разделен между 14 Чин-гисидами, сыновьями Джучи. Кроме того, существовало деление по этно-географическому принципу на Золотую, Синюю и Белую Орды. Наиболее сильной была Золотая Орда, чье имя нередко распространялось и на весь улус Джучи. Золотая Орда объединяла множество народов, поглотивших своей массой завоевателей-монголов.
Видную роль в Золотой Орде играл этнос татар, постепенно ассимилировавший другие народности, поэтому уже со 2-й половины XIII века обитателей Орды стали именовать татаро-монголами или просто татарами.
Какое же место занимали русские земли в государстве Золотая Орда? Как уже говорилось выше, монголы вовсе не были теми безжалостными варварами, какими их выставляли арабские или европейские летописцы. Беспощадные при завоевании, монголы осуществляли умеренную политику по отношению к покоренным, понимая, что небольшому этносу очень трудно удержать в подчинении многократно превосходящие численно народы.
Потому монгольские завоеватели устанавливали жесткую власть там, где тому способствовали менталитет общества и природные условия, как, например, в Средней Азии, а регионам, которые в силу их различных причин (отдаленности, неудобного для действий конницы рельефа и т.д.) было трудно удерживать силой оружия, давали своего рода «автономию». Поэтому русские земли не входили напрямую в Золотую Орду, а являлись вассальным владением.
Русские князья признали себя вассалами золотоордынского хана, который подтверждал их полномочия грамотами на правление — ярлыками на княжение, становясь, таким образом, номинально старшим среди русских князей. Русские земли были обложены выходом (данью), платить который должны были все, исключая духовенство. Дань монголы начали собирать уже в 40-е годы XIII века, а в 1257 году ими была осуществлена первая перепись населения, позволившая установить точный размер выхода.
Дань собирали сначала в виде натуральных поборов, позднее — в пересчете на серебро. За сбором дани наблюдали ханские наместники — баскаки и специальные чиновники — даруги. Помимо этого, население покоренных русских земель должно было предоставлять провизию и корм лошадям для отрядов баскаков. Князей обязали выставлять определенное количество воинов для походов и карательных операций монголов.
Монгольские ханы строили «русскую» политику с рачительностью заботливых хозяев, но не стоит при этом идеализировать их умеренность и миролюбие. Монголы прекрасно понимали, что редко какой народ готов мириться с иноземным игом, тем более что Русь, несмотря на жестокое разорение, не была замирена. Многие русские князья пытались избавиться от власти татаро-монголов, недовольство иноземным владычеством выказывали и простые люди, сопротивлявшиеся переписям, сбору дани. Потому политика монголов была двойственной. С одной стороны, ханы предоставляли относительную самостоятельность русским землям, используя их в качестве важнейшего источника средств и заслона от Западной Европы, грозившей монголам крестовыми походами. С другой стороны, монголы делали все, чтобы упрочить свое господство на Руси.
Монголы подчеркнуто лояльно относились к православию. Учитывая яростное неприятие населением баскаков, завоеватели отменили практику «баскачества», позволив князьям самим собирать дань. Но малейшее выступление против завоевателей немедленно вызывало ответную реакцию. Карательные отряды ордынцев разоряли русские земли в 1252 году («Неврюева рать»), 1293 году («Дюденева рать»).
Всего же татаро-монголы лишь во 2-й половине XIII века ходили огнем и мечом на Русь 14 раз. Монголы умело использовали разногласия между князьями, в случае необходимости ослабляя того или иного правителя путем поддержки его противников, разделения княжества, либо усиливая выдачей великокняжеского ярлыка, «ратями» из Орды.