Найти тему
zautra.by

«Показать пониже черту бедности — этот грех за чиновниками, конечно, водится»

АНАСТАСИЯ БЕЛЕНЬКАЯ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

В Беларуси 160 тысяч семей живет ниже черты бедности. Много ли это или мало и насколько белорусы беднее по сравнению со своими соседями?

Белстат опубликовал данные, согласно которым уровень бедности в стране уменьшился с 4,4% до 4,2%. За чертой бедности на сегодняшний день живет 163 тысячи семей.

Насколько можно доверять этим данным и что помогло белорусам избавиться от нищеты?

Желиба: Пусть бы сами чиновники попробовали прожить на 197 рублей в месяц

Доктор экономических наук профессор Борис Желиба считает, что отсутствие независимых социологических институтов не позволяет проверить точность этих цифр. За основу приходится брать официальные данные.

— И все же определенная позитивная динамика по сокращению уровня бедности, возможно, есть, — отмечает экономист. — Это объясняется тем, что начиная с прошлого года, реальная зарплата все-таки росла и, по данным все той же официальной статистики, увеличилась более чем на 6%. Правда, в основном административными методами и за счет бюджетников, причем высокооплачиваемых.

А вот медианная зарплата, которая показывает, какая часть трудящихся получает ниже этого уровня, значительно отстает от средней.

Почему падает зарплата?

— Тут наши успехи весьма скромные и достаточно относительные, — заключает эксперт.

-2

Борис Желиба

Не лучшим образом выглядит Беларусь и на фоне соседей, серьезно уступая им в зарплате.

— Соседи нас существенно обгоняют. Если мы чуть-чуть не допрыгиваем до 500 долларов, то в Польше зарплата уже приближается к 1300 долларов, у жителей Балтии где-то 1000 (в Эстонии за 1000), да и в России зарплата традиционно выше, чем у белорусов, — напоминает Борис Желиба. — Утешением для официальной статистики является разве что Украина, где средняя зарплата около 300 долларов. Отстаем мы и по минимальной зарплате. Так что простор для поднятия жизненного уровня белорусов необъятный.

Между тем, статистика по уровню бедности в Беларуси выглядит лучше, чем по России. Так, в РФ на 145 млн. населения за чертой бедности на сегодняшний день находятся 22 млн. человек.

— И ситуация там с каждым годом ухудшается, что является последствием политики российского руководства. Еще пару лет назад «бедных» в России было 20 миллионов, — поясняет Борис Желибо. — Но нам, конечно, стоило бы ориентироваться на более благополучных соседей. Прежде всего, на Польшу и страны Балтии.

Есть и еще один нюанс, который позволяет белорусам выглядеть богаче, чем есть на самом деле. В той же Польше бюджет прожиточного минимума, после которого и начинается черта бедности, составляет 200 евро, тогда как в Беларуси это — чуть более 197 руб. в месяц. Иными словами, чем меньше эта цифра в стране, тем «богаче» становятся ее граждане. Увы, только в статистических отчетах.

Сколько белорусов на самом деле живет за чертой бедности

— Просматривается заинтересованность официальных органов показать черту бедности пониже. Действительно, как установишь бюджет прожиточного минимума, такой будет и результат, — констатирует эксперт. — Часто в интернете троллят чиновников Минтруда и соцзащиты, которые устанавливают эти показатели: мол, пусть бы сами попробовали прожить на уровне бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета.

Борис Желиба считает, что это практически не возможно.

— Естественно, сумма эта занижена. В результате у нас только 160 тысяч бедных семей. И на общем фоне 9,5 миллионов населения кажется, что это не так и много. Показать пониже черту бедности — этот грех за чиновниками, конечно, водится, — констатирует экономист.

Романчук: Реальный уровень бедности — 20-30%

По словам руководителя Центра Мизеса Ярослава Романчука, проблема заключается в самой методике исчисления.

— Это одно сплошное очковтирательство. Как и показатели по инфляции, безработице, внешнему долгу, дефициту бюджета — все они имеют такой национальный флёр и не отражают то, что реально происходит в экономике, — отмечает экономист.

-3

Ярослав Романчук

Ситуацию по уровню бедности, по его мнению, легко проследить по международным докладам.

— Например, одна из международных организаций недавно сравнивала покупательную способность годовой заработной платы жителей стран Европы. Так вот Беларусь из 42 стран оказалась на 40-м месте. Хуже нас только Молдова и Украина, — констатирует Ярослав Романчук. — А если взять, например, сколько белорус зарабатывает за час, то получается где-то 2,5 доллара. Это тоже один из самых плохих показателей Европы.

Конечно, в мире всегда будут и Африка, и Латинская Америка, и сотня других бедных стран, где ситуация хуже, чем в Беларуси.

— Но если мы сравниваем себя с нашим регионом, с нашими основными конкурентами, то тут совершенно очевидный проигрыш, — отмечает экономист.

В качестве примера он приводит данные Белстата, согласно которым 51,5% белорусов имеют в своем распоряжении сумму до 400 рублей.

Какая зарплата станет «точкой кипения» для белорусов?         

— То есть каждый второй имеет 200 долларов, не 500, не 400, не 1000! Это просто уровень физического выживания. Сравните это с тем, что уровень бедности жителей Европы 4 евро в день, то есть получается 150 долларов. Выходит, мы очень близки к порогу бедности в Европе. И если взять эту методику, то у нас уровень бедности окажется 20-30%, а никак не 4,2%, как пишет Белстат.

По мнению экономиста, такие расчеты нужны только для того, чтобы прикрыть нежелание что-то менять в экономике.

— Они хотят запудрить глаза, сказав, что у нас все хорошо. Лукашенко уже неоднократно при встрече с чиновниками отмечал, что ему не нужна палочная отчетность, а нужна реальная картина, — напоминает Ярослав Романчук. — Даже он уже начал понимать, что все это далеко от реальности. Особенно хорош был сюжет с 500-долларовой заработной платой. Когда жали-жали в декабре, а потом раз — и в январе она опустилась почти на 70 долларов. Чиновники научились цинично манипулировать цифрами, чтобы сохранять себя при потоках бюджетных ресурсов, которые обеспечивает им эта экономическая власть.

Расходы на коммуналку у бедных в два раза больше, чем у богатых