Найти тему

Презрение предателей

Презирали эллины и трусов. Так, в 201-ю Олимпиаду был оштрафован Сарапион — участник состязании в панкратии. Он настолько испугался своих соперников, что пытался улизнуть из Олимпии еще до начала празд­ника.

Но строже всего наказывали греки тех атлетов, ко­торые на стадионах изменяли родному городу и сооте­чественникам.

Когда бегун Астил из города Кротона, победив, объ­явил себя сиракузянином (разумеется, не бескорыстно), кротонцы немедленно постановили: его дом превратить в тюрьму и свалить статую Астила, которую поставили ему за прошлые победы.

Еще суровее покарали соотечественники критяни­на Сотада. Победив на 99-х Олимпийских играх в длин­ном беге, он, подкупленный эфесской общиной, объявил себя гражданином Эфеса. Возмущенные критяне приго­ворили изменника к вечному изгнанию, что для грека в те времена было равносильно смерти.

Лишь через много лет, уже будучи седым стариком, бывший олимпионик вымолил, наконец, прошение у со­граждан и вернулся на родину.

Подобных случаев было немало. И хотя эллины бук­вально обожествляли лучших атлетов, малодушия и не­честности они не прощали даже им.

Разумеется, этические и эстетические взгляды древ­них греков во многом отличались от наших. Но основ­ные моральные принципы во многом совпадают. Эллины действительно ценили физические совершенства: силу, выносливость, ловкость и, наконец, телесную красоту. Но не изолированно и абстрактно, а лишь в социальном комплексе, или, говоря по-современному, в сочетании с высокими моральными качествами.

Поэт Тиртей, живший в VII веке до н. э., возвеличи­вал в своих стихах Спарту. Он считал основой граждан­ской преданности патриотизм и воинскую доблесть, что опираются на физическую мощь:

А почти столетие спустя поэт Ксенофан в одной из своих элегий жаловался на чрезмерное возвеличивание атлетов, тогда как ученые, поэты и общественные дел­ители, которые пекутся ежедневно о благе отчизны, оста­ется позади, за пределами общественных симпатий. И Ёнасто — отмечает с грустью Ксенофан — быстрота ног и крепость рук приносят человеку больше почестей, чем разум и талант. И это весьма прискорбно, ибо Ксенофан воспевал гармоническое телесное развитие в соединении с мудростью, наукой и искусством. Причем г поэт отдает предпочтение интеллектуальному перед физическим.