На выборах Явлинский набрал 1,04% голосов избирателей, что не сильно отличается от результатов Сурайкина и Бабурина (около 0,65% ), которые просто на удачу сдали рисованные подписи в ЦИК и видимо для массовки были зарегистрированы.
Явлинский потратил на кампанию около 200 млн. рублей, имел огромную стартовую узнаваемость, находился в политике с начала 90-х и для него результат в 1% является полным провалом.
Как же так получилось? Как можно было настолько бездарно превратить такие стартовые условия в такой посредственный результат? Со стороны это кажется удивительным, но если поближе рассмотреть деятельность Явлинского, то вы поймете, что результат полностью закономерный.
Давайте рассмотрим основные политические причины провала, а в конце статьи рассмотрим технические:
1) Явлинский декларирует демократические взгляды, выступает за сменяемость власти, но при этом является единоличным и несменяемым лидером партии Яблоко с 1993 года(дольше чем Путин), его однопартийцы не имеют никаких перспектив и на этой почве постоянно происходят конфликты. В свое время из-за этого из партии ушел Навальный и прямо перед самыми выборами Дмитрий Гудков кинул Яблоко и создал свою партию с Собчак.
2) Явлинский ничего не достиг за эти 25 лет в партии, у него нет осязаемого результата, он появляется только перед выборами и говорит одни и те же слова, которые стабильно не находят отклика в обществе.
3) Отношение к Явлинскому на оппозиционном фланге снисходительное, они в принципе согласны с тем, что он говорит, но не видят в нем перспектив и самая частая его характеристика, распространившаяся в основном с подачи Навального - "политический труп".
4) Позиция по Крыму и Украине, человек, который ставит западную трактовку международных законов выше национальных интересов, автоматически теряет большую часть голосов избирателей.
Теперь, что касается технических причин:
1) Бойкот избирателей. Оппозиционный электорат во многом пересекается у Явлинского и Навального, соответственно бойкот заставил часть избирателей Явлинского остаться дома, но не нужно думать, что это была значительная часть. Как мы рассматривали в прошлой статье вся аудитория бойкота была не более 1% избирателей и на Явлинского пришлось бы из нее вряд ли больше 0,3-0,5%.
2) Деятельность политтехнолога и основного пиарщика в твиттере Максима Каца, который на основании разных статей и нерелевантных результатов прошлых кампаний решил, что агитацию необходимо начать только за 3 недели до выборов и вести ее исключительно в виде раздачи газет и буклетов. Напечатали, раздали и разложили в ящики в общей сложности 30 млн. газет и соответственно Кац потратил на это дело не менее 30 млн. рублей, что конечно нельзя назвать самой бездарной тратой денег на фоне провалившейся кампании Навального за 300 млн. рублей.
Вообще несистемная оппозиция живет в каком-то своем сказочном мире и искренне считает, что все остальное население пребывает в информационном оппозиционном вакууме, что стоит только пробиться в этот кокон, закинуть туда газетенку партизанскими методами и избиратель сразу проникнется их уникальными идеями. Примерно с такой же логикой воюющие страны разбрасывают агитацию над полем битвы, странно почему оппозиция еще не додумалась скидывать агитацию с беспилотников над путинской Россией, но видимо все еще впереди.
Пока же мы наблюдаем очередной провал оппозиции, которая найдет этому сотни объяснений, начиная от "народ не тот" и заканчивая "главного кандидата не допустили", а вопрос жизнеспособности идей нынешней оппозиции, как всегда останется в тени.