Прошедшие выборы показали довольно предсказуемый результат, однако протестно настроенная часть общества все равно осталась недовольна. Можно ли было этого избежать?
18 марта в России прошли выборы Президента РФ. Несмотря на многочисленные предложения использовать блокчейн, чтобы гарантировать максимальную прозрачность и исключить фальсификацию результатов голосования, в этом году ЦИК решил обойтись старыми испытанными способами, положившись на наблюдателей и систему видеофиксации. Еще до окончания голосования в соцсети начали поступать сообщения о нарушениях на местах. Но можно ли было бы избежать их, применив технологию блокчейн не только для подсчета результатов экзит-поллов?
Для начала нужно признать, что современные выборы обросли множеством проблем, которые постепенно подрывают доверие к ним как к истинно демократическому инструменту. Здесь и проблема доверия электората к кандидатам в частности и к легитимности выборов вообще, и устаревшие методы сбора, обработки и хранения голосов, и отсутствие должного контроля, и многочисленные нарушения, выявляемые практически на каждых выборах. Умолчим уже о том, какие грязные приемы порой используются в предвыборной гонке и как предсказуемость результатов и недоверие к системе голосования подменяет активную гражданскую позицию у большинства граждан политической апатией. Вне зависимости от того, насколько правомерной оказывается победа того или иного кандидата, всего вышеперечисленного хватает, чтобы вызвать недоверие и недовольство избирателей, а сомнение в легитимности выборов подрывает сам принцип общественного договора между властью и обществом.
Власти РФ, как и их коллеги из других стран, уже долгое время пытаются максимально легимитизировать процесс выборов, однако любой факт нарушений в условиях интернетизации общества моментально становится достоянием соцсетей, и повысить доверие к «народному волеизъявлению» не помогают ни видеокамеры, ни наблюдатели.
Между тем, многие вопросы можно было бы закрыть, если бы процесс голосования был бы переведен на блокчейн.Подобные предложения звучали на протяжении всей предвыборной гонки. Так, Борис Титов еще в апреле прошлого года высказал предположение, что регистрация результатов голосования на блокчейне закроет возможность подтасовки голосов и манипуляций на выборах – правда, тогда разработка и тестирование платформы, которую проводили в Партии Роста, осталась без должного внимания Центризбиркома.
С похожим предложением осенью 2017 года выступил известный бизнесмен Сергей Полонский. «Мы сейчас прорабатываем проект – создание системы голосования на базе блокчейна… Более того, мы уже планируем, что в 2018 году параллельно с выборами, которые идут в доморощенном виде, где надо прийти и заполнить, мы запустим систему, где каждый человек сможет абсолютно автономно через систему блокчейн, через интернет, проголосовать, и этот голос будет верифицирован», – заявил в ноябре бизнесмен в интервью радио «Говорит Москва».
Увы, его инициатива также не нашла достаточно сторонников и отклика в ЦИК, а сам скандально известный бизнесмен, несмотря на попытку баллотироваться в президенты, наткнулся на неодолимую преграду в виде судимости за мошенничество, которая вышибла из предвыборной гонки как его, так и Алексея Навального.
Внедрить блокчейн-голосование призывала и кандидат в Президенты Ксения Собчак, в декабре опубликовавшая в своем Instagram сообщение, в котором предлагала ЦИК взять на заметку идею голосования через E-Chat – гонконгский мессенджер, позволяющий голосовать путем перечисление персональных электронных жетонов избирателей в цифровые кошельки кандидатов. Позже компания E-Chat International прямо предложила внедрить свою технологию председателю Центральной избирательной комиссии РФ Элле Памфиловой, однако, учитывая, что дело было в феврале – всего за месяц до выборов – понятно, что реальное внедрение подобной технологии просто не успели бы произвести, поэтому данное предложение стоит рассматривать лишь как попытку «засветить» продукт посредством громкой темы.
Тем не менее, с 15 по 18 марта все же прошли «параллельные» выборы на блокчейне – правда, участие в них принимали лишь школьники, которые в силу возраста еще не могут принимать участие в политической жизни страны. Зато они смогли через Интернет проголосовать в референдуме на тему продолжительности учебной недели. Подсчет голосов за «пятидневку» или «шестидневку» осуществлен с помощью новейшей блокчейн-системы, однако результаты пока не объявлены.
Кроме того – и это, на самом деле, большое достижение – технологию применили в работе наблюдателей, следящих за честностью выборов. Блокчейн позволил максимально исключить человеческий фактор из формирования объективной картины проведения голосования – все данные протоколов участков, информация о нарушениях, данные об итогах голосования на местах заносились в блокчейн-систему Verifier, которая с момента внесения информации не позволяет как-то менять ее в процессе передачи от наблюдателя до конечного зрителя, желающего ознакомиться с ходом выборов через портал Национального общественного мониторинга.
«Благодаря блокчейн и тому, что все протоколы с участков голосования заводятся в базу данных nom24.ru, подмена информации становится невозможной – всегда можно проверить и сопоставить данные по протоколам», – заявила федеральный координатор «Национального общественного мониторинга», сопредседатель движения «Россия выбирает» Елена Бабченкова. А руководитель программы «Политический менеджмент» политологического факультета МГУ Сергей Володенков отметил, что это лишь первая точка роста, и, если таких блокчейн-платформ будет несколько, они позволят верифицировать весь процесс выборов и сделает ЦИК по факту ненужной.
А как в других странах?
Первый успешный опыт выборов президента на блокчейне уже есть – 7 марта технологию применили при подсчете итогов голосования в Сьерра-Леоне. В состоявшемся туре выборов приняли участие около 70% граждан африканского государства. Технологию голосования на блокчейне представил стартап Agora, согласно заявлению представителей которого, процесс был полностью анонимен.
Тем не менее, записи о каждом голосе сохранились в блокчейне, и после окончания выборов станут доступны для скачивания и изучения всеми желающими – это позволило сделать процесс честным, открытым и полностью проверяемым, а также снизить расходы на организацию выборов за счет отказа от бумажных бюллетеней. Подробности и итоговые результаты выборов пока не раскрываются, поскольку заключительный тур должен состояться только 27 марта.
Перспективу перевести демократический процесс на блокчейн уже долгое время рассматривают и в других странах. В США и в Европе идет параллельная работа ряда стартапов над множеством вероятных решений, однако об активном внедрении речи пока не идет. Тем не менее, еще в 2015 году в Штатах предложили заменить устаревшие американские машины для голосования на новые образцы, работающие на основе технологии блокчейн. Над этой проблемой, в частности, работала компания Blockchain Technologies, подразумевавшая такой порядок действий: в день выборов избиратели в привычном порядке заполняют бюллетень, снабженный уникальным криптографическим номером ID для голосования в виде QR-кода. Последний сканируется аппаратом, который передает блоки в пользу соответствующего кандидата. Программное обеспечение успешно опробовали на выборах кандидатов на внутрипартийные должности в Техасе. Однако на выборах Президента США 2016 года блокчейн-машины решили не использовать, о чем, вероятно, теперь жалеют сторонники проигравшей тогда Хиллари Клинтон.
Блокчейн, между тем, давно и активно используют в политике, например, для внутрипартийного голосования. Одной из первых подобных концепций стала инициатива датской партии Liberal Alliance, которая еще в 2014 году предложила использовать технологию распределенных реестров для проведения внутреннего голосования на годовом собрании партийцев.
Какие есть сервисы?
С 2016 года в Киеве группой активистов ведется разработка блокчейн-сервиса для голосования E-vox на основе платформы Ethereum. Система предназначена для обеспечения прозрачности результатов голосования на всех уровнях — от муниципальных выборов до избрания парламентариев. Разработчиком системы выступила компания Ambisafe, отмечающая в качестве основного преимущества своего сервиса отсутствие посредников, потенциально могущих повлиять на результаты выборов. Таким образом, итоги голосования оказываются открыты и могут быть использованы государственными органами для принятия стратегических решений.
Также успешно прошло испытание блокчейн-системы голосования e-voting в Эстонии. В 2016 году она была разработана в партнерстве с эстонской платформой электронного гражданства e-Residency и запущена в качестве эксперимента на Таллинской Фондовой Бирже Nasdaq для упрощения процедуры голосования акционеров.
Между тем российский IT-гигант «Лаборатория Касперского» в сотрудничестве с британской блокчейн-компанией Parity Technologies в ноябре презентовали собственную разработку – систему для голосования Polys. Инновационная платформа электронного голосования, в которой за счет применения шифрования и преимуществ смарт-контрактов платформы Ethereum обеспечивается прозрачность и безопасность процесса, была представлена в Дублине в ноябре. Смарт-контракты Ethereum, положенные в основу продукта, обеспечивают распределенную обработку голосов и дают каждому пользователю проверить корректность записи его волеизъявления. Кроме того, все данные голосования хранятся не на централизованных серверах, а в информационных блоках на устройствах всех участников процесса, что предохраняет систему от взлома. В качестве дополнительной меры защиты блокчейн Polysзашифрован математическими алгоритмами, обеспечивающими анонимность голосования и позволяющими скрывать промежуточные результаты. Платформа может быть адаптирована к потребностям любой конкретной организации или сообщества, однако о планах разработчиков применить ее в политическом голосовании пока ничего не известно.
Когда же стоит ожидать голосования на блокчейн в России?
Электронное голосование блокчейн позволило бы решить множество проблем, мешающих людям выражать свои политические пристрастия легитимным путем. Во-первых, это существенная экономия времени и административного ресурса – сейчас для проведения голосования задействуется гигантское количество людей, одни из которых организуют голосование на участках, а другие – следят, чтобы первые все сделали правильно. Во-вторых, устранение бюрократии, часто делающей голосование не по месту жительства большой головной болью избирателей.
Однако и препятствий для внедрения блокчейна в российскую избирательную систему много. И самым очевидным из них может быть то, что многие потенциальные избиратели, особенно – преклонных лет, могут испытывать затруднения при освоении нового способа голосования. Цифровое неравенство, увы, четко делит общество на две диспропорциональные части, оставляя новейшие технологии привилегией довольно незначительной горстки городского населения. В свете этого разумным выглядит предложение того же Бориса Титова поначалу использовать блокчейн как «дублирующую» систему, однако это делает ее применение довольно бессмысленным в практическом плане. В то время, как часть избирателей отдадут свои голоса посредством блокчейн-транзакций, вероятность подтасовок в «бумажной» части бюллетеней сведет на нет всю ту открытость, прозрачность и неизменяемость, надежды на которые возлагают сторонники технологии.
Кроме того, за счет регистрации каждого избирателя в сети под уникальным идентификатором, блокчейн позволяет решить такую проблему, как повторные голосования по открепительным, но ничего не может поделать с принудительной явкой бюджетников, подневольным голосованием в некоторых учреждениях и прочими подобными претензиями, которые обычно выдвигают критики существующей системы выборов. Человеческий фактор и давление остается мощным инструментом в борьбе за власть и вожделенные цифры, при этом поймать за руку нарушителей закона, из служебного рвения организующих явку и «правильное» голосование, очень сложно – что с помощью новых технологий, что без них.
Наконец, основным препятствием, почему блокчейн-голосование даже не рассматривалось всерьез как вариант для выборов-2018, является неясный статус новых технологий в российском законодательстве. Окончательное решение по этому поводу должно быть принято летом этого года, однако пока конкурирующие законопроекты разных ведомств находятся в стадии доработки, и об окончательной легализации технологии блокчейн говорить пока рано – за счет своей новизны она находится в «серой» зоне регулирования.
Тем не менее, целый ряд общественных и правительственных организаций всерьез рассматривает вариант использования блокчейн для голосования, разрабатывая собственные платформы. Самое большее – к концу этого года статус технологии в России прояснится, и вот тогда можно будет говорить о долгосрочной программе модернизации системы народного волеизъявления. К следующим выборам Президента, которые состоятся через 6 лет в 2024 году, конечно, может многое поменяться – от появления новых прорывных технологий до принятия новых консервативных законов. Однако возможность применение блокчейна на местных и парламентских выборах – вполне возможное и даже закономерное развитие событий.
Больше интересных ликбезов и авторских обзоров в разделе «Простыми словами». Выскажите свое мнение о прочитанном в нашем сообществе Facebook, а чтобы не пропустить следующий интересный материал, подписывайтесь на наш телеграм-канал.