Я выросла в маленьком селе. Училась как все, сначала в маленькой ветхой школе, потом вместе с подружками решили попробовать поступить в Сталинградский техникум. Слава Богу, нас всех приняли, и мы начали учиться. Но вместо трёх лет мы проучились только 2 года, потом началась война.
Наш техникум перевезли в другой город, а мы вернулись домой, стали ждать. А где-то через полгода мне пришла повестка - в военкомат райцентра. Спрашивают меня: «Хотите Родину защищать?». Ну и я согласилась.
Отправили меня в часть, прошла карантин, затем меня отправили на зенитные батареи. Так я стала защищать Сталинград.
Нас всех стали обучать обращению с дальномером и прибором управления зенитным огнём. Училась я быстро, приборы давались легко. Но уже шли разговоры про немцев, что они вот-вот выйдут к Волге.
И всё эти слова оказались правдой. Своей кровью мы отстояли город, но чего нам это стоило... В моей батарее погибла моя сокурсница, давняя подруга.
Все случилось ранним утром, все, кроме телефонисток, спали. Раздался сильный и низкий гул, мы выбежали из землянки. Самолёт уже улетел, оставив после себя кровь, крики.
, но ни капли крови на теле.
Тогда погибло 8 человек, но даже не около орудий, а в землянке.
Утром всех хоронили. Вырыли одну большую могилу в саду, всех положили туда. У Кати был большой белый платок, так мы им накрыли Дашу, как смогли. Постояли, помолчали. А что скажешь?
А потом нас сразу перевели на другую позицию. Бомбило нас тогда страшно, в оврагах было опасно - стояла у нас небольшая кухонька в овраге, так туда бомба прилетела, убила нашего «повара»...
Был один случай - приезжаем на новую позицию, и надо её маскировать. А рядом росли такие большие колючки, вот мы и пошли за ними. Собираем, а над нами низко-низко пролетает немецкий самолёт. Так близко, что мы даже их лица увидели. Бросаем всё, бежим врассыпную. Он по нам полоснул огнём, улетел. Нас не зацепило, что странно. Может они и не стали целиться, не знаю. А вот на батарею сбросили бомбы, трёх наших мальчишек не стало.
Помню ещё один случай. Утром отдыхаем в землянке, а у орудий дежурит Петька. И видит он - прямо к нам летит «Хейнкель», низко летит. Времени не было, поэтому он бросился к батарее, развернул и выстрелил. Попал, самолёт разбился. Ему потом награду дали...