Найти в Дзене
Insider Press

ПРОШЕДШИЕ ВЫБОРЫ. Анализ кампании.

Выборы 2018 года имели несколько важных особенностей. Рассуждает телеграм-канал НЕ3ЫГАРЬ:

У кампании были, как минимум, изначально две задачи: высокая явка и рост ядерного электората Президента.

После выборов в ГосДуму в 2016 году - с минимально низкой явкой - в отставку отправили Володина. При том, что модель Володина может была даже идеальной. Явка низкая, электорат устойчивый, результат высокий, отсутствие общественных конфликтов.

Но,как говорят, Президент (не без помощи Ковальчуков и прочих лиц) увидел в низкой явке угрозу легитимности власти. Низкая явка (даже при высоком результате) стала показателем того самого "общественного протеста", который ведет к десакрализации верховной власти.

Команда Кириенко шла именно под схему 70/70 - высокая явка и рост электората. Задача крайне сложная
То есть электоральное ядро президента должно было превысить 50 млн человек (45 млн - отдали голоса за Путина в 2012 и 49 млн-2004 год; последние данные по 2018- 49,7 миллионов).  Далее, в электорат Президента должно было вписаться поколение 70х и 80х годов, которое старалось до этого уходить из активной политической повестки.

KPI-показатели политической эффективности ставились команде Кириенко в весьма сложных обстоятельствах:
- ядерный электорат и явка должны были расти одновременно в условиях фактически отсутствия реальной конкурентной избирательной кампании
- показатели явки по крупным городам и мегаполисам были скудные; сказывался фактор усталости от главного кандидата;  уверенность в заданном результате и ощущение невостребованность избирателя на выборах.

Кто-то предлагал схему с Навальным: она давала рост явки, взрывной интерес к кампании и серьезный электоральный раскол среди избирателей. От этой схемы с массой издержек отказались.
Сложилась новая схема:
- все внимание сосредоточить на явке (по большому счету это не так и плохо;  важно начать приучать избирателя пользоваться своими правами и прежде всего-правом избирать);
- рост явки обеспечивался: серьезной информ кампанией, мобилизацией управляемых гос институтов - силовые структуры, госслужащие, бюджетники;
-мобилизацией избирателей-работников госкорпораций и крупных частных структур
- запуск сценария "иммитационной конкурентной борьбы и ожидания неожиданного". Избирателю предлагали игру в неожиданных кандидатов - Грудинин и Собчак с манипуляцией высокой ожидаемости.

Ввод кандидата Грудинина в кампанию привел к феноменальному росту интереса к кампании и росту явки (ответ на запрос новых лиц). Но фактор Грудинина создавал угрозу резкого снижения результативности Главного кандидата.

Поэтому одновременно шла кампания антиГрудинин.

Управляемый рост явки при этом не вел к росту ядерного электората Главного кандидата. При том, что технологически командой Кириенко была реализована весьма интересная, хотя и рисковая модель -рационального выбора.

Выборы Главного кандидата должны были идти на фоне "шоу кандидатов-соперников". Замысел был простой:  придя на участок избиратель чисто рационально отдаст свой голос авторитету, а не пустышке.

Эта модель сработала.

Но,конечно, совершенно феноменальный результат для роста ядерного электората и явки дало "ястребинное выступление" самого Президента перед Федеральным собранием.  В свой актив Главный кандидат в короткий срок заполучил мужскую часть избирателей возрастной категории 30-50 лет.

Наконец, для мобилизации избирателя сыграли события вокруг дела Скрипаля, когда на фоне безобразной кампании Британии против России, сыграл фактор солидарности граждан.

-2

И еще несколько выводов:

1. Результат по явке приблизился к контрольным показателям Пока не удалось достигнуть показателей 2008. Но это не вина административной команды и штаба. Мобилизация "ядерного электората" с жесткой риторикой объективно ограничило явку.
2.Фактически "ядром легитимности" режима-2018 становятся силовые структуры, госкорпорации, бюрократический аппарат и регионы. Они становятся главными выгодоприобретателями от президентской кампании.
3.Мегаполисы и города-полисы постарались себя реабилитировать, что, скорее, приведет к смягчению игр на конфликтах по линии город-провинция.
4. Общественные конфликты, по видимому, будут нейтрализовываться; от них будут уходить в сторону общих целей и планов; и ощущения всех россиян в единой команде Росссия.
5. И главное- Президент сделал кампанию сам, своими руками.

Все инсайд новости на нашем Telegram-канале: @InsiderPress