Питер. Про "понаехали"
Как-то так принято считать, что массовая миграция в Петербург «понаехавших» началась в советское время. И эти «понаехавшие» граждане Петербурга сильно разбавили, изменили и вообще поменяли микроклимат и культуру славного Города.
А на самом деле этот приток «свежей крови» был и есть со времен основания города. Меняются только источники и варианты укоренения переселенцев, а сам Город – остается самим собой… меняя свой облик не более, чем меняется отражение скалы в бегущей воде в разные сезоны ее жизни...
Вот фрагменты из книги Льва Лурье «Град обреченный» :
...
Всего в 1914 году в Петербурге жило 2 млн. 218 тыс. человек. Петербург был третий по населению город Европы, больше него Лондон и Париж, меньше – Берлин и Москва.
...
Старый Петербург — город приезжих. Коренные жители со времен первой городской переписи населения (1869 год) составляли менее трети его жителей.
...
Холодный, надменный, застегнутый на все пуговицы Петербург для приехавших — всегда стресс. Сюда, в кадетские и юнкерские училища, направлялась провинциальная молодежь (часто из офицерских семей). Здесь военные академии, окончание которых резко улучшало служебные перспективы армейских капитанов и майоров.
В Петербурге располагались сорок семь высших учебных заведений — приезжие составляли почти девять десятых студентов и курсисток, здесь третий в Европе по количеству студентов университет (после Сорбонны и Берлинского) и первый по их числу Политехнический институт Императора Петра Великого.
Как и во времена Михаила Лермонтова, «на ловлю счастья и чинов» в столицу рвались молодые и не слишком люди. Некоторые преуспевали, становились председателями Совета министров (саратовский губернатор Столыпин ), министрами внутренних дел (нижегородский губернатор Хвостов), военными министрами (киевский генерал-губернатор Сухомлинов ).
Из всех крупных предреволюционных писателей коренным петербуржцем был только Александр Блок . Николай Гумилев родился в Кронштадте, а детство провел в Царском Селе. Осип Мандельштам приехал в Петербург из Варшавы. Приезжими были и Куприн, и Андреев, и Горький, и Маяковский, и Хлебников.
В Петербурге не родились ни Иван Павлов, ни Дмитрий Менделеев, ни большинство других ученых. Стать светилом науки, известным инженером, успешным писателем, знаменитым врачом в столице было легче, чем в провинции (за исключением, пожалуй, Москвы).
...
Самую большую группу новых петербуржцев составляли крестьяне. На рубеже веков ежегодно в городе оседало 40–50 тысяч мигрантов из деревни. Их доля в населении города выросла с 1890 по 1910 годы с 52,6 до 68,7%.
Как правило, Петербург был первым населенным пунктом после родной деревни, который крестьянин видел в жизни. Все внове: железная дорога, конка, многоэтажные дома, электрическое освещение, водопровод, ватерклозет, преобладание незнакомых людей…
Русский Север и Северо-Запад - основной поставщик крестьян-мигрантов в столицу - заселен был редко. Деревни отстояли друг от друга иногда на десятки верст. Сеть путей сообщения разрежена, хозяйство - натуральное. Крестьянин проживал жизнь в окружении односельчан. Поездка в соседнюю деревню, на базар, в волость — события редкие и значительные.
Опыт городской, тем более столичной жизни, представлялся в этих условиях погружением в своеобразный антимир. Чтобы выжить, ассимилироваться, выстоять, надо было принадлежать к какому-нибудь сообществу, чаще всего земляческому.
Ярославцы контролировали торговлю и трактирный промысел, костромичи — строительство, тверичи были сапожниками, калужане — извозчиками.
...
Выразительную панораму тогдашней петербургской жизни оставил в своих воспоминаниях великий князь Александр Михайлович:
«Тот иностранец, который посетил бы Санкт-Петербург в 1914 году перед самоубийством Европы, почувствовал бы неодолимое желание остаться навсегда в блестящей столице, соединяющей в себе классическую красоту прямых перспектив с приятным, увлекающим укладом жизни, космополитическим по форме, но чисто русским по своей сущности.
Чернокожий бармен в гостинице “Европейская”, нанятый в Кентукки, истые парижанки-актрисы на сцене Михайловского театра, величественная архитектура Зимнего дворца — воплощение гения итальянских зодчих, деловые обеды у Кюба, затягивающиеся до ранних сумерек, белые ночи в июне, в дымке которых длинноволосые студенты оживленно спорили с краснощекими барышнями о преимуществах германской философии.
Никто не мог бы ошибиться относительно национальности этого города, который выписывал шампанское из-за границы не ящиками, а целыми магазинами».
...
Град обреченный, где сословия и социальные группы ненавидели друг друга и были неспособны к сотрудничеству, и блестящая столица великой империи в высшей точке ее расцвета. Словами Георгия Иванова,
«Петербург был на всю Россию, столь же бескрайнюю, как и бесформенную, - единственным городом имперски-великодержавного стиля, Петербург как бы являлся доказательством, что Россия, возглавляемая такой столицей, перестала быть Скифией и Московией - т.е. гигантской деревней, что она раз и навсегда свернула с ухабов своей былой проселочной дороги на широкий имперский тракт».
...
_________________________________
Я тоже принадлежу - к "понаехавшим" ))). Только я - уже второе поколение родовых корней, прижившихся на этой земле, и впитавших ее соки. Мне посчастливилось родиться в этом странном месте, и я знаю, как помочь укорениться другим, кто приходит сюда внове...