Найти тему
Чайка по имени N.

Самый мистический Маугли - "Маугли. Доброй охоты!" в Театре Виктюка, реж. Дмитрий Бозин

Театр Романа Виктюка имеет репутацию эпатажного театра, поэтому, в моем февральском театральном календаре появился спектакль «Маугли. Доброй охоты!». Режиссер этой постановки - Дмитрий Бозин. Было интересно посмотреть, как можно и можно ли сделать его особенным. Мне всегда нравилась «Книга Джунглей», Киплинг как никто другой смог очеловечить животный мир. «Книга Джунглей» была очень странной книгой, она не забывалась, она излучала энергию, которую интуитивно, неосознанно, но очень ярко чувствуешь в детстве. Посмотреть на мир глазами вожака волчьей стаи Акелы, коршуна Чиля, несравненной Багиры, мудрого Каа, величественного Хатхи, мерзкого Табаки, безжалостного Шер-хана – было необычно и каким-то образом влияло на твой взгляд на то, как устроено мироздание. Законы Джунглей были жестокими, но правильными, правильными по отношению к миру в целом. И рядом с ними люди проигрывали, проявлялись их алчность, невежество, низкие вибрации. В «Книге Джунглей» что-то было заложено между строк, что наполняло светом душу, что заставляло осознать существование универсальных законов Жизни, связь между всем сущим на Земле. Приходило понимание, что все живые существа на планете живут по одним и тем же законам, правилам, без разделения на высших и низших. Правильность поступков любого по отношению к миру – есть главный закон Вселенной. Энергия действий и мыслей всех жителей мира – формирует сам Мир и возвращается к нам. В Театре Виктюка «Маугли» - постановка для взрослых, для тех, кто до сих пор чувствует связь и силу книги. Меньше всего, придя на спектакль, я ожидала, что «поплыву», не узнавая вроде бы заученные наизусть сцены. Чувство непонимания можно сравнить с недотягиванием до смысла, который был явственно заложен в действия, но расшифровать который мне не удавалось. Два Каа, две Багиры, четыре Шер-хана, шесть Хатхи. При том, что самих персонажей на сцене не было, и никак они обозначены не были. Все актеры были одеты в черное, были босиком, и никак не идентифицировались. Последовательность сцен не совпадала. После спектакля, мне пришла в голову мысль, задать вопросы самому режиссеру – и насколько удачной она оказалась! Ответы, полученные от Дмитрия Бозина повергли меня в шок и изумление, но главное – паззл моментально сложился!

Оказывается, Джозеф Редьярд Киплинг«английский писатель, поэт, журналист, разведчик, спортсмен, самый молодой лауреат Нобелевской премии» был масоном, состоял в масонской ложе №782 «Надежда и настойчивость»! И, естественно, его взгляды и убеждения не могли не найти отражения в его творчестве. Оказывается, чтобы рассказать историю Маугли, показать его путь, предназначение, цели, Дмитрий Бозин использовал в буквальном смысле магические приёмы. Режиссер разговаривает со зрителем на определённом языке - спектакль наполнен символизмом, оккультными знаками, привязан к нумерологии.

Чтобы понять этот спектакль необходимо расстаться со стереотипами, ощутить всё многообразие, многогранность и тайну этого огромного мира, в котором мы живём, и в котором человек не единственный, кто наделён Разумом. Чтобы понять этот спектакль, не нужно изображать из себя умников, лучше перечитать «Маугли». Спектакль начинается с главы «Дикие собаки» (я уже писала выше, что последовательность сцен изменена, и по этой причине время действий будет постоянно перетекать из настоящего в прошлое, будущее или наоборот). Найдите стихотворения, о которых упоминает ниже Дмитрий Бозин. И – отключите логику, включите воображение, забудьте, что вы всё про всё знаете! Ничего вы не знаете! ) И только тогда расцветёт Огненный цветок, вы услышите Заветные слова Джунглей и тяжелую поступь Хозяина Джунглей по вытоптанным полям Бхаратпуры! Удачной охоты!

Даже, если вы далеки от мистики и эзотерики, посмотреть этот спектакль стоит для того, чтобы увидеть: - великолепные декорации в виде бивней и питон Каа в виде двух кожаных сеток - роскошную погоню стада буйволов за Шер-ханом - как Маугли спасает мать Мессуа и отца от гнева жителей деревни (сцена в клетках на высоте) - битву Волков с Красными собаками - историю Хатхи и трех его сыновей про вытоптанные поля Бхаратпуры - прощальный танец Акелы

ИНТЕРВЬЮ С ДМИТРИЕМ БОЗИНЫМ

Почему Маугли играет девушка? (видела, что во втором составе есть мужчина, но, тем не менее, почему один из Маугли – женщина?) Дмитрий Бозин: Это очень важный вопрос. Маугли играет не просто женщина, а именно Мария Михайлец. С ее голосом, руками и энергетикой. Из всей молодой команды этого театра только она и наш замечательный актер Иван Иванóвич смогли пройти в энергетическое поле Маугли. Помимо выносливой физики и эмоциональной силы, нужно было обладать еще и внутренней магией, роднящей Маугли со всеми Божествами, испытывающими его или охраняющими его в этом "Сказочном лесу".

Почему Багиры две, а Шер-ханов четыре? Дмитрий Бозин: Спектакль построен в "Пространстве Великого Каа" Сцена его охоты, описанная в книге, как магическое действо, стала для меня ключом для определения принципа энергетического существования актеров в спектакле. - Луна заходит, - сказал он, - достаточно ли света, чтобы видеть? Со стен пронёсся стон, похожий на звук ветров в вершинах деревьев: - Мы видим, о Каа. - Хорошо. Теперь начинается танец, танец голода Каа. Сидите и смотрите. Раза два или три он прополз, делая большие круги и покачивая головой то вправо, то влево; потом стал свивать своё мягкое тело в петли, восьмёрки, тупые треугольники, которые превращались в квадраты и пятиугольники; свёртывался в виде холмика, и всё время двигался без отдыха, без торопливости. В то же время слышалась его тихая, непрерывная жужжащая песнь. Воздух темнел; наконец, мрак скрыл скользящие изменчивые кольца змеи; слышался только шелест её чешуи... И еще одна важная составляющая - ритуальная основа масонских посвящений - готическая вершина, следование за целью, готовность расстаться со многими своими жизнями. Киплинг был посвященным масоном. Этот факт спровоцировал меня использовать символ пирамиды внутри важных тотемов для Маугли: Буйвол, отданный в жертву за его жизнь, и Хатхи - великий Хранитель Закона.

Почему в спектакле все «черного цвета», без опознавательных знаков, как распознать, например, кто Балу или кто Акела? Дмитрий Бозин: "Пространство Великого Каа" в сочетании с обожженной готикой - это и основа внешнего облика спектакля. А "безликость" актеров позволяет им легче формировать пространства персонажей и перемешаться в них, изнутри формируя их энергетические поля. Нумерология, как числовое выражение энергии пригодилась мне в передаче ощущения опасности, грозящей Маугли. Кроме того, Шер-Хан состоит из героев, испытывающих Маугли, а Отец Волк и Мать Волчица - из героев, охраняющих его. Энергетическое поле Великого Хатхи формируют шесть мужчин, а поле Багиры - две женщины ( "...я пляшу со своей тенью..." - важная для меня цитата, характеризующая Багиру).

Чем обусловлен выбор музыки? Почему не этника, скажем так? Какая роль у «дриад»? Какая смысловая нагрузка у их присутствия на сцене? Дмитрий Бозин: Индийская этническая музыка звучит в спектакле дважды в те момемнты, когда происходит переход во времени. Другая музыка в моем внутреннем восприятии тоже глубоко природна, и пропитана энергией древних ритуалов. Молодой израильский рокер Асаф Авидан (Asaf Avidan) - замечательное энергетическое явление в современной музыкальной культуре. Его музыка начинает мой спектакль, врываясь в него голосом раненого зверя, и завершает его песней, полной чудесных внутренних осознаний, которые мы чувствуем, даже если не знаем английского. Звучит еще один молодой американский музыкант - Дейв Мэтьюс (Dave Matthews), обадающий завораживающим голосом и мышлением. Также его песню поет наш актер в тот момент, когда возникают эпитафии (в песне же герой просит могильщика не закапывать его слишком глубоко, чтобы он мог чувствовать дождь) Еще звучит Марион Уиллиамс (Marion Williams) - мощнейшая иполнительница госпел, поющая нам о смерти Христа, принося в наше пространство ощущение грядущей катастрофы. Ну и как же не ощутить, как этнические те звоны и вздохи, которыми пропитывает наш спектакль Алеся Манжа - живой композитор, рядом с нами сидящая и внимательно формирующая звуковое поле при помощи синтезатора. Она же крепко лержит строй мертвых буйволов, которые неумолимо раздавят Шер-Хана, не прерывая военного марша (Это еще одно стихотворение Киплинга - "Пехотные колонны") И тогда мятежную душу Шер-Хана примут дриады, которые затем и живут в наших лесах. Внутри каждого дикого конфликта есть внимательные духи, ожидающие - чья душа покинет тело?

Что значит «переход во времени» по отношению к спектаклю? Дмитрий Бозин: Внутри спектакля есть три временных перехода: Когда Каа "пересчитывает года" - Маугли "уходит" в то время, когда он только появился в джунглях. Когда Багира выкупает жизнь Маугли за буйвола - мы сразу же переносимся на 10 лет вперед, и слышим, что "буйвол, съеденный десять лет назад" не является уже достаточной защитой. После того, как Маугли (в его воспоминаниях) уничтожил деревню - Каа возвращает его в реальность, и готовит его к последней битве - с рыжими собаками.

Чьи стихи звучат в спектакле? Дмитрий Бозин: В спектакле звучат стихи Редьярда Киплинга: "Песня мертвых" и "Заповедь". Эти два стихотворения стали основным ключом для моего прочтения "Книги джунглей", в которой герои нередко поют друг другу и самим себе песню смерти, и нет ничего более ценного, чем способность "владеть собой среди толпы смятенных" и "уметь прощать". В спектакле именно эти два стихотворения звучат на русском и английском языках. Еще, ближе к финалу, возникают четыре киплинговских эпитафии: "Новобранец", "Трус", "Политик", "Командир морского конвоя" Поскольку эпитафии - надписи на надгробных памятниках, то это перекликается с Песней мертвых, но уже не в извечном, а современном ее звучании: Редьярд Киплинг был еще и военным журналистом.

Почему вы решили закончить спектакль эпитафиями? Дмитрий Бозин: После жаркой битвы с рыжими псами в книге возникает зона психологического опустошения, и я почувствовал, что эпитафии выразят это точнее всего. Кроме того, современное нам выражение мысли соединяется с траурными венками дриад, и мы осознаем еще одну взаимосвязь. Из этой пустоты герой перейдет на новый уровень осознания - и спираль начнет вращение наверх...

Премьера "Маугли" была анонсирована несколько лет назад. Почему спектакль не состоялся? Дмитрий Бозин: Много лет назад мною был записан аудиоспектакль. Других "премьер Маугли" в этом театре не было и не предполагалось.

Кто придумал бивни? Бивни меня покорили. Дмитрий Бозин: Идея декораций, и их трансформации моя, и мне посчастливилось сотрудничать в их технической разработке с замечательным художником Ефимом Руахом.

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

-9

-10

-11

(с) pamsik.livejournal.com/212873.html

Благодарю за фото (с) Ольгу Бобкову