Прошел год с момента, когда мир молодых и актуальных содрогнулся от рекламы сервиса по покупке и продаже услуг Fiverr, на которой модель, выглядящая в лучших традициях героинового шика, призывала упиваться депривацией сна и обходиться кофе вместо завтрака - все это ради того, чтобы освободить больше времени для работы. Когда бог мертв, когда всеобщая автоматизация труда и базовый безусловный доход по-прежнему остаются лишь призраками будущего, когда миллениалы убивают индустрии, а трудовую этику необходимо как-то поддерживать, рождаются новые нарративы.
Недавно наткнулась на портал Girlboss, посвящённый работающим девушкам. У современной работающей девушки есть два базовых состояния: либо она работает, и работает продуктивно, либо она занимается заботой о себе: балует себя покупками и косметическими продуктами популярных марок, разделяющих ценности феминизма, на заработанные деньги. Раз в неделю она снимает стресс, злоупотребляя алкоголем на вечеринке: специально для таких случаев подготовлены материалы на тему, как пережить похмелье на работе. Девушка Girlboss очень отличается от работающей девушки старой закалки, воспетой женскими журналами и сериалом "Секс в большом городе", бизнес-леди с сотней пар туфель и статусной сумочкой. Эта девушка в курсе, что рафинированная женственность больше не в моде, образ Кэрри Бредшоу морально устарел, а на мир смотрит через волшебные очки феминизма, которые превращают любой продукт в орудие борьбы с патриархатом при условии, что создатели промаркируют его, как феминистский. Но, чтобы иметь возможность проголосовать рублем за репрезентацию, женское освобождение и свержение патриархата, нужно сначала его заработать. Протестантская трудовая этика, как основа американского и европейского капитализма, по-прежнему остается в силе, а девушка Girlboss и бизнес-леди из женских журналов на самом деле оказываются не такими уж и разными.
Каждая статья является беспощадным и неумолимым кликбейтом. В конце концов, не выдержав, я начала делать скриншоты этого адского концентрата из популярных хэштегов: diversity, self-care, astrology, productivity, feminism, mental health, career inspiration, sex positivity, creativity и остальных, чтобы поделиться с миром и обеспечить этому сайту ещё больше кликов. Не зря же его создатели горели на работе даже в пылу похмелья, питаясь кофе вместо ланча.
Если в рекламе Fiverr был некий мрачный и саморазрушительный посыл, что я не могу не оценить, то Girlboss - это сплошные розовые пони. Сладкий дурман переутомления, продуктивность, как развлечение. Если жизни после смерти нет, то нужно успеть все сейчас. Деньги, богатство, семья - основа классической американской мечты - больше не актуальны. Изменившиеся условия диктуют свои правила: теперь одинокие люди покупают столько же, сколько и семьи, в то же время богатство по ряду причин становится труднодостижимо. Поэтому на первый план выходит сама работа: работа как процесс, работа как идентичность, работа как наркотик. Феномен неоплачиваемой стажировки выглядит, как квинтэссенция этого подхода. Кроме того, романтизация эксплуатации в условиях, когда переработки нормализованы, а работодатель требует сделать работу на его компанию частью своей идентичности, является способом принять и полюбить то, что мы не в силах изменить.
Но этот не такой уж и новый нарратив, «работаю целыми днями, ради того, чтобы работать», в свете последних кликбейтов начинает превращаться в новую вариацию потребительского мещанства и ограниченности, только вместо традиционной женственности, гороскопов и бьюти-практик нам предлагаются розовая продукция с феминистскими слоганами, бьюти-продукты под эгидой освобождения и снова, гороскоп.
Телеграм: https://t.me/lerochkafabricius