В криминальной истории XX века трудно найти более известного (и удачливого) афериста и мошенника, чем Виктор Люстиг. Сколько он сумел выручить денег в результате своей мошеннической деятельности сказать сейчас уже невозможно. Доподлинно известно лишь одно – ОЧЕНЬ МНОГО. А начиналось всё довольно прозаично...
Будущий величайший аферист двадцатого столетия родился в 1890 году в Чехии, которая в то время входила в состав Австро-Венгерской (Габсбургской) империи. Его родители были достаточно состоятельными и влиятельными людьми, поэтому Виктор получил весьма достойное образование в Сорбонне. Этому способствовали и незаурядные способности юноши: он неплохо владел как минимум пятью европейскими языками, что в дальнейшем ему очень пригодилось.
↑ Сорбонна
Трудно сказать, что толкнуло юного Люстига на кривую криминальную дорожку – сам он об этом никогда не распространялся. Скорее всего – скука и обыденность повседневной (и, надо сказать, достаточно безбедной) жизни. Видимо, была в его душе какая-то жилка безрассудного авантюризма, которая не позволяла ему спокойно прожигать родительские деньги, а толкала добиться чего-то существенного самому. Быстро и без особого «напряга». Пусть и далеко не самым честным способом...
«РУМЫНСКИЕ ЯЩИКИ»
Учась в Сорбонне, Виктор мог видеть роскошную жизнь Париж1а, но для него она оставалась недоступной: денег, присылаемых отцом, на светские тусовки не хватало катастрофически. Он попытался исправить положение за карточным столом: благодаря аналитическому складу ума и отличной памяти, он прекрасно умел просчитывать карточные комбинации. Азартные игры стали приносить неплохой доход и вскоре Люстиг, почувствовав вкус денег, бросил университет.
Теперь он стал играть в карты не в парижских клубах и казино, а во время путешествий на трансатлантических лайнерах. Отправляясь «расслабиться» в Америку, европейские толстосумы везли с собой немалые деньги, и обобрать их до нитки за покерным столом не представляло для Люстига большого труда. Во время таких круизов Виктор не улучшал своё финансовое положение, но и обзаводился нужными знакомствами. Окружающим он представлялся не иначе как графом, находящимся в близком родстве с правящей Габсбургской династией Австро-Венгрии. Впрочем, особого труда это для него не представляло – сказывалось воспитание в аристократической семье у себя на родине.
Спокойным нравом Виктор не отличался: уже в 19 лет в драке из-за девушки он получил ножевую рану в лицо, после которой остался шрам от одного глаза до уха. потом отбывал небольшой тюремный срок за какое-то мелкое мошенничество. За какое именно – достоверно не известно. Но большинство его биографов считают, что это была торговля так называемыми «румынскими ящиками». Не знаете, что это такое? Сейчас объясню.
«Румынский ящик» (так он назван по национальности его первого изобретателя) – это небольшая металлическая коробка с ручкой, как на шарманке. Крутанёшь ручку, и из ящичка вылезает новенькая купюра крупного достоинства. Причём качество купюр было такое, что их принимал любой банк.
То есть, грубо говоря, это выглядело как миниатюрная типография для печатания фальшивых денег. Вам нужно только было время от времени вставлять в коробку бумагу и заливать краску. Впрочем, существовало и два ограничение для использования такого аппарата покупателем: разбирать его было нельзя (якобы для того, чтобы не узнать его секрет), а крутануть заветную ручку для получения банкноты можно было не больше, чем несколько раз в сутки.
Другими словами, покупатель такого аппарата, заплатив один раз кругленькую сумму, получал возможность всю оставшуюся жизнь печатать фальшивые банкноты без всякой опасности разоблачения. Вкусно? Вкусно! Обман же продавца заключался в том, что на самом деле этот механизм ничего не печатал. В него просто вкладывались пара десятков новеньких купюр, которые при вращении ручки появлялись из «мини-типографии».
За сутки можно было «изготовить» лишь несколько банкнот. Через несколько дней запас купюр в «румынском ящике» заканчивался, покупатель в недоумении вскрывал аппарат, и тут выяснялось, что его жестоко обманули: «волшебная машинка», за которую он заплатил весьма приличную сумму, на самом деле стоила сущие копейки. Но за эти самые несколько суток, когда обман выяснялся, продавец был уже далеко...
ПРИВЕТ, АМЕРИКА!
После окончания Первой мировой войны Виктор решил покинуть Европу, и отправился в Америку. Там он продолжил своё мошенничество с «румынскими ящиками», благо в США о таком виде обмана ещё мало кто слышал. Подворачивалась и другая «работёнка». Например, он частенько выдавал себя за знатного европейского графа, попавшего в чужой стране в затруднительное финансовое положение. И наивные американские банкиры ссужали его деньгами, после чего «граф» исчезал в неизвестном направлении.
Своего рода легендой стало «сотрудничество» Люстига со знаменитым чикагским гангстером Аль Капоне. Виктор вышел на легендарного мафиози через знакомых и предложил ему сделку. Аферист заявил, что хочет провернуть выгодную сделку, но для этого ему нужно иметь 50 тысяч долларов. А через два месяца Люстиг обещал вернуть гангстеру уже 100 тысяч, ну и, возьмёт с этого небольшой гонорар в размере 10 %. Аль Капоне подумал и согласился. Но предупредил, что если в положенный срок денег у него не будет, то Виктор пожалеет об этом.
↑ Аль Капоне
Ударив по рукам, Люстиг забрал деньги и пропал на два месяца. Он и не думал удваивать полученную сумму, а просто положил ее на депозитный счёт в чикагском банке, а сам уехал в Нью-Йорк. Вернувшись через два месяца, Люстиг забрал деньги из банка (вместе с процентами) и отправился к Аль Капоне. Виктор извинился перед гангстером, сказав, что сделка сорвалась, но лично Капоне ничего не потерял: его 50 тысяч долларов остались в целости и сохранности.
Гангстер пришел в восторг от такой честности и заявил: «Я ожидал получить или 100 тысяч, или ничего. А вы просто вернули мои деньги назад. Честных людей в этом мире осталось не так уж и много, но вы – честный человек». С этими словами Капоне передал Люстигу 5 тысяч долларов (оговоренные 10 % от суммы сделки, которая так и не состоялась).
↑ Виктор Люстиг
Гангстер и предположить не мог, что именно на такую реакцию мошенник и рассчитывал. Прекрасный психолог, Виктор был наслышан о том, что Аль Капоне уважал людей слова и был щедр к ним. Таким нехитрым способом Люстиг, не пошевельнув и пальцем, не только получил проценты от 50 тысяч долларов, но ещё и 5 тысяч в придачу – сумму, по тем временам немалую.
ПРОЩАЙ, ЭЙФЕЛЬ!
Судя по всему, дела в Америке шли у Люстига всё же не так хорошо, как ему хотелось, и в середине 20-х годов он решает вернуться в Европу. Прибыв в Париж, он совершенно неожиданно для самого себя прочитал в местной газете, что знаменитая на весь мир Эйфелева башня находится в плачевном состоянии и нуждается в ремонте. И вот тут у него возникает просто грандиозный по своей гениальности (и наглости) план.
Для реализации этого плана Люстиг изготовил фальшивые документы, согласно которым он якобы являлся заместителем директора министерства почты и телеграфа Франции. Затем он разослал приглашение на встречу нескольким наиболее известным в стране торговцам металлолома. Рандеву состоялось в роскошном номере отеля «Триллон» – в то время наиболее престижной парижской гостинице.
Во время встречи Люстиг сообщил присутствующим, что власти города весьма обеспокоены ветхостью Эйфелевой башни, которая уже не подлежит ремонту и вот-вот может рухнуть на головы горожан. Но башня уже давно стала символом французской столицы, поэтому муниципалитет решил под видом капитального ремонта потихоньку снести это сооружение. Отсюда и некоторая секретность мероприятия: власти не хотели бы, чтобы общественность узнала о столь радикальном решении. Поэтому Люстиг попросил собравшихся хранить все условия предстоящей сделки в тайне.
Возможность по-дешёвке купить такое количество металла весьма заинтересовала торговцев. Между ними состоялся своеобразный аукцион, который выиграл предприниматель по имени Андре Пуассон. Он выписал Люстигу в качестве чек на 250 тысяч франков и стал ждать, когда же его фирме официально предложат приступить к сносу башни. Естественно, что так и не дождался – парижские власти слыхом не слыхивали о заместителе директора министерства по имени Виктор Люстиг, и не получали с проведённой им сделки ни сантима.
А наш герой-авантюрист обналичил полученный чек и благополучно покинул Францию. Он справедливо полагал, что обманутый им торговец Андре Пуассон, отличавшийся крайней амбициозностью, не станет выставлять себя на посмешище и никому не расскажет, что его так ловко «развели».
Самое интересное в этой истории то, что через какое-то время Люстиг вернулся в Париж, ещё раз собрал торговцев металлоломом (на этот раз уже других) и... продал одному из них Эйфелеву башню! Но на этот раз авантюристу не повезло: деньги он получил, но обманутый предприниматель заявил о мошенничестве в полицию, и Люстигу пришлось скрываться от правосудия за океаном...
ЗАКОНОМЕРНЫЙ ФИНАЛ
Находясь в Америке, Люстиг занялся изготовлением фальшивых долларов. Говорят, что качество купюр было настолько высоким, что банки принимали их без малейших подозрений. Виктор провернул еще немало дерзких мошенничеств, но всякий раз ему удавалось выходить сухим из воды. Однажды ему даже удалось сбежать из-под стражи за день до суда. Но, как гласит народная мудрость, «сколь веревочке не виться...».
↑ Дактилоскопическая карта ФБР на Люстига
В 1935 году Виктор Люстиг был в очередной (сорок восьмой!) раз арестован американской полицией и обвинён в изготовлении фальшивых денег. Суд приговорил гениального мошенника к 20 годам тюремного заключения, которые он отбывал в знаменитой тюрьме Алькатрас. Отсидев 12 лет, Виктор Люстиг заболел воспалением легких, от которого и скончался 11 марта 1947 года в возрасте 57 лет.
В криминальной истории существуют не менее занимательные примеры мошенничества в столь масштабных размерах. Так англичанин Артур Фергюсон ухитрился продать Букингемский дворец, Трафальгарскую колонну и башню Биг-Бен, а оказавшись в США, сдал в аренду Белый дом и чуть не продал Статую Свободы. Не сильно отстаёт от него и россиянин Николай Савин, продавший некоему американцу резиденцию российских императоров – Зимний дворец.
↑ Знаменитый остров-тюрьма Алькатрас – последнее пристанище Виктора Люстига
Но самым известным мошенником XX века считается всё-таки Виктор Люстиг. О его похождениях снят не один фильм и написано немало книг...
Большое спасибо за прочтение статьи! Если эта тема Вам интересна, пожалуйста, подпишитесь на канал и поставьте «лайк» статье, чтобы в Вашей персональной ленте Дзена чаще появлялись похожие.