Создатель сингапурской системы, которую сейчас начинают активно продвигать в России, Спенсер Каган хорошо знаком с работами советских педагогов Льва Выготского, Виктора Шаталова и других. И при разработке своей системы он положил в основу образовательную систему советских психологов Даниила Эльконина - Василия Давыдова, и приемы из методик других отечественных специалистов, поясняет эксперт РВС Татьяна Нечаева, комментируя введение в двух школах Красноярска сингапурской методики обучения.
В этой системе также используются разработки известного идеолога новых инновационных подходов в сфере образования, британца Кена Робинсона. Первой в России ввела эту систему в образовательную сферу Татария.
В 2011 году министр образования республики Альберт Гильмутдинов заинтересовался этой системой на воркшопах у Тины Канделаки, претендовавшей тогда на пост министра образования РФ. В 2012 году эта система была представлена главе Татарии Рустаму Минниханову во время его поездки в Сингапур.
И уже в ноябре того же года в Казанский Кремль был приглашен исполнительный директор компании Educare (Сингапур) Майк Тируман. В Татарию приехали тренеры, и на базе Казанского федерального университета открылся учебный центр по обучению учителей сингапурской системе.
«Ученику 21-го века предстоит жить в постоянно меняющемся глобализованном мире, где все очень нестабильно. Поэтому умение адаптироваться и постоянно учиться новому играет ключевую роль. Навыки коммуникации, работы в команде, критического мышления и решения задач, а также глубокое знание предмета будут незаменимы в новых ситуациях», - так формулирует задачи образования директор проекта Майк Тируман.
Но вот как раз с получением глубоких знаний у обучающихся по сингапурской системе оказались проблемы. Выпускник казанской гимназии №19, в которой обкатывалась «сингапурка», рассказал, что главной причиной возврата на отечественную систему обучения оказалось низкое качество знаний: «Со временем руководство пришло к тому, что разумнее вернуть классические уроки, хотя многое из школьной программы из-за этого эксперимента мы и упустили. А про „сингапурку“ вспоминали лишь тогда, когда в школу приезжали гости. Когда мы входили в класс и видели расставленные „по-сингапурски“ парты, сразу становилось ясно: сегодня можно расслабиться, трудного урока не ожидается».
Учителя изначально встретили эту систему настороженно. С одной стороны им нужно было обеспечить хорошие результаты детей по итоговым экзаменам в 9-м и ЕГЭ в 11-м классах. С другой стороны, внедрение этой системы не располагало для этого, начиная с расстановки парт для четырех человек для обсуждения одной узкой темы в течение всего урока, и заканчивая хождением по кабинету или ролевыми играми по теме.
Не устраивали учителей и некоторые правила поведения, продиктованные системой для учителя и учеников во время уроков. Учитель должен был отдавать команды детям строго на английском языке с применением жестов. По команде на английском ученики меняли вид деятельности, дети буквально натаскиваются на иноязычные команды.
Например, приветствие детей на английском сопровождалось хлопком в ладоши. Призывая к вниманию в классе, учитель говорил «Хай файв» поднимая руку перед собой примерно на 45 градусов с распрямленной ладонью — подобным жестом приветствовали друг друга нацисты в фашистской Германии. Учителя заметили, что на перемене дети, бегая по школе, кричали друг другу «хайль» применяя этот жест.
Также в программу входили подвижные игры, где дети прыгали на месте, скандируя какой-нибудь текст. Весь класс разбивался на команды по четыре человека, причем на время урока ученик отказывался от своего имени, ему присваивался номер, под которым он работал в своей четверке. Разработчики программы настаивали на соблюдении этих форм ведения урока, считая их неотъемлемой частью образовательной системы.
Авторы сингапурской системы стремились к стимуляции активности на уроке каждого ребенка в классе, на развитие творческого подхода к решению поставленных задач и поиску нестандартных решений. Учителю при этом отводится роль наблюдателя и руководителя, он уже не является главным источником знаний. По мнению авторов системы, передача знаний от учителя ученику уже не актуальна в XXI веке.
В лучшем случае учитель может корректировать дискуссию, подталкивая ход мысли в правильном направлении. Академические знания при этом отходят на второй план, ребенок должен получить лишь минимальные базовые знания. Задачами этой системы являются формирование определенного типа мышления, лидерских качеств и приобретение навыков, востребованных в данный момент на рынке труда, способности быстро и четко выполнять поставленные задачи.
В идеале продуктом такого образования должен стать современный Фигаро – не очень образованный шустрый исполнитель, знающий, где и что найти для решения поставленной хозяином задачи, способный по команде быстро переучиться и приобрести полезные навыки с помощью современных технологий. Человек будет учиться у машины.
Да и не надо будет вникать в тему слишком глубоко. Например, тот же компьютер сделает все сложные расчеты и нарисует чертеж. И если постоянно переучиваться в угоду конъюнктуре рынка приобретая поверхностные знания, то ни в каком деле не станешь настоящим профессионалом.
Видимо, будущему глобальному рынку труда нужнее будут исполнители-подмастерья, способные ловко и быстро обслужить хозяев. По существу, идет откат образования на 200 лет назад, когда немецкий педагог Фридрих Паульсен писал: «Наша средняя гимназия имеет целью воспитать чиновника, подчиненного; главными руководителями их является буржуазная молодежь, воспитанная привилегированными учебными заведениями и школами, а исполнителями и помощниками их в управлении являются окончившие средние учебные заведения». Хочется добавить «средние учебные заведения по сингапурской системе».
Такой подход резко противоречит советской системе образования, где воспитывался и формировался человек-творец. Ведь компетенция нарабатывается годами путем добывания глубоких теоретических знаний в совокупности с умением их применения, а также практическим опытом работы в данной области. Именно культ знаний формировала советская школа.
«Идеи о господстве рабочего класса уже глубоко охватывают подрастающее поколение. Мы видели, как в Петрограде ходили юноши на Марсово поле и произносили речи о том, что рабочему классу принадлежит господство. Говорили это часто подростки 13–14 лет, и видно было, как при этом глубоко эти идеи их захватывают», - говорила Надежда Крупская в 1918 году в своей речи об идеалах социалистического образования.
Новая власть считала, что советское образование должно готовить хозяев страны. Для этого ВСЕ дети должны получить разностороннее образование с упором на глубокие знания.
Учительское сообщество пока не готово отказаться от этой модели и даже в условиях значительного разрушения советской системы образования сопротивляется зловредным иностранным методикам и подходам к образованию.
Резкое отторжение в учительской среде плюс снижение уровня знаний среди учащихся привели к постепенному сворачиванию сингапурской образовательной системы в Татарии. Компания Educare открыла филиал в Москве и сейчас сингапурскую систему пытаются внедрить и в других регионах страны.