В Самарканде мне довелось общаться с человеком, который занимался реставрацией знаменитой мечети начала 15 века, построенной великим Амиром Тимуром в честь своего победоносного похода в Индию. Мастер, а это был человек лет шестидесяти, всю жизнь работал каменщиком и именно в этом качестве был приглашен еще в советское время участвовать в реставрации уникального памятника истории. На русском языке он разговаривал не очень хорошо, а свой короткий рассказ о падении начал с жалобы на здоровье.
-У меня внутри всё капрон – сказал он. Мне несколько операций сделали.
-А что с вами случилось? – поинтересовался я.
-Я с Биби-Ханым падал. Мы там работали на высоте, нас было три человека на строительных лесах. Надо было мусор убрать и двое одновременно подошли к краю.. В общем, доска поднялась под их тяжестью и мы все втроём полетели вниз.
-Кто-то погиб?
-Нет, все выжили, потому-что удачно упали. Там рыхлая земля была и глина, поэтому мы живые остались.
-А какая там высота мечети?
Сама мечеть - 40 метров. Ну мы где-то 6-7 метров пониже находились.
Вот такой удивительный случай, в правдивости которого я нисколько не сомневаюсь, учитывая состояние техники безопасности строительных работ, да и оснащение самих строителей, часто работавших без страховочной техники. Что касается высоты падения, то известен случай когда югославская стюардесса Весна Вулович выжила при авиакатастрофе упав с высоты 10 тысяч 160 метров.
Остается напомнить, что согласно легенде посвященной Биби-ханым, мечеть была названа так в честь любимой жены Тимура, которая по легенде сама руководила строительством и торопила архитектора, чтобы успеть завершить объект к возвращению мужа. Но архитектор поставил условие: он закончит стройку в срок, если жена Тимура позволит его поцеловать. Та отказывалась, но в итоге не устояла и архитектор оставил ей на щеке «засос» такой величины, что увидев жену Тимур пришел в ярость и велел казнить архитектора. Но тот, якобы смастерил себе крылья, забрался на самый верх мечети и улетел в Иран.
Но это легенда, а правдой является то, что старшей жене Тимура к моменту завершения строительства было за шестьдесят, а сам великий завоеватель к этому времени был старым, больным человеком и действительно очень хотел успеть закончить стройку. По сведениям летописцев Тимура приносили к месту строительства мечети и он бросал рабочим большие куски мяса для усиления их мотивации.