Побег из одной из самых защищённых тюрем Европы, совершённый в 1983 году заключёнными в количестве 38 человек, получил название «Великий побег». Ожидание того, что это событие будет отражено на экране, сразу задаёт зрителю настрой на психологически непростое испытание. Напряженная атмосфера, царящая за высокими каменными стенами, солнце над которыми лишь слабо проглядывает сквозь плотно натянутую проволоку – всё это лишь усиливает эффект от фильма при осознании того, что он снимался не в павильоне, а в настоящей тюрьме, по телу буквально пробегают мурашки
В «Тюрьме Мейз» не показаны детали тюремной жизни, нет излишнего натурализма, всех тех малоприятных подробностей, которые возникают в нашем сознании при слове «тюрьма». Более того, по мере развития действия мы начинаем сочувствовать заключённым, которые, при этом, являются преступниками, убийцами, террористами несмотря на то, что боролись за «благое дело», за освобождение своей страны от британской власти.
Главный герой Марли (Том Вон-Лолор) разрабатывает план побега, и частью его плана становится втереться в доверие к смотрителю тюрьмы Гордону (Барри Уорд). Конфликт строится на взаимоотношениях двух противоположных сторон. «А может, ты такой же пленник, как и мы?», – с вызовом говорит заключённый Гордону. И добавляет: «Кто здесь главный? Ты или они?». Внешнее противостояние героев очевидно. Один несвободен физически, но при этом ему удаётся поддерживать отношения с женой, и с сыном; у другого ситуация противоположная – духовная несвобода не позволяет ему спокойно жить, в его семье кризис, и сделать с этим он не может ничего.
Фильм задуман, как личная история на фоне социально-политической ситуации в стране. Но побег, которого мы ждём весь фильм, становится определяющим, личностная история теряется во многом из-за того, что характеры противодействующих героев драматургически и актёрски раскрыты не полностью. Если взгляд Тома Вон-Лолора, полный потерянности и отчаяния, довольно красноречиво говорит о душевном смятении его героя, то пара подрисованных гримёрами морщин на лице Барри Уорда и его практически не лишённая эмоций мимика в сочетании с физической пассивностью на протяжении всего действия, за исключением нескольких экспрессивных сцен, мало что могут сказать о герое. Его внутренний конфликт на самом деле намного сложнее и глубже, чем переживания заключённого, единственная цель которого сбежать из тюрьмы подальше. Но мы не поймём, в чём именно этот конфликт заключается. Возможно, так было задумано, но в итоге создаётся ощущение обидной недосказанности.
К решающему часу «сейчас или никогда» зритель достигает максимального сопереживания заключённым, в прошлом активистам Ирландской республиканской армии. Напряжением, которое мы испытываем во время исполнения героями задуманного плана, мы обязаны искусному монтажу и работе оператора – искусное чередование повествования в разных точках и экспрессивная съёмка держат зрителя до последнего.
Создателям фильма удалось увлечь зрителя, заставить его с интересом посмотреть фильм, заранее зная, чем он закончится. Но несмотря на лаконично и драматургически грамотно построенную историю, конфликт двух людей теряется в масштабах великого события. Фраза Гордона «Я отпускаю себя на свободу» в финале фильма приобретает пафосное звучание и выглядит не вполне обоснованно, так как все духовные изменения, произошедшие с героем-смотрителем в результате побега из тюрьмы заключённых, остались для зрителей за кадром. Тем не менее, это достойное кино, которое выполняет главную функцию – развлечь зрителя ему удаётся на крепкую четвёрку с плюсом.
Автор текста – Алёна Янушко.
Фильм был просмотрен в рамках 11-го фестиваля Ирландского кино. Редакция паблика "Хорошее кино от Ивана Афанасьева" благодарит организаторов мероприятия за возможность посмотреть фильм. Картина "Тюрьма Мейз" также будет показана в кинотеатре "Октябрь" в рамках фестиваля в следующие дни: 22.03 (21:20) и 24.03 (15:00).