О том, как русскоязычные покидали Среднюю Азию в начале 90-х можно слагать поэмы и писать драмы с комедиями. Расскажу одну историю опираясь на свой личный опыт.
Это был 1993 год, русскоязычное население в спешном порядке начало паковать чемоданы и покидать Узбекистан. Кто-то хотел на историческую Родину, кто-то боялся остаться не у дел из-за незнания узбекского языка. Играл свою роль и так называемый вирусный эффект, то есть, когда собирается одна семья, а соседи видят контейнер и понимают, что им тоже надо спешить с отъездом.
При этом, должен заметить, что гонений на русскоязычных в Узбекистане никогда не было и лично я никогда не скажу ничего плохого про узбеков – этот покладистый и трудолюбивый народ. Тем не менее, наша семья тоже засобиралась в Россию – я к тому времени потерял работу, жена сидела с маленькой дочкой, перспектив особых не было и мы приняли решение ехать. Продав за небольшие сравнительно деньги свою однокомнатную квартиру, мы встали пред проблемой вывоза наличности. Это сейчас, когда все устаканилось с этим все более-менее просто. Есть банковские карты, есть возможность задекларировать имеющуюся сумму на таможне.
Тогда же не было ничего, среди русскоязычных ходили страшные слухи о поборах на таможне, о запретах вывозить доллары и рубли и еще много чего. Слухи эти подкреплялись рассказами очевидцев, которые, например, рисковали ехать в Россию поездом и по дороге оаказывались ограбленными чуть ли не до трусов. В Казахстане в вагоны заходили какие-то люди с сомнительными удостоверениями, собиравшими с уезжающих натуральную «дань» - 150-200 долларов, иногда больше, в зависимости от наглости и кротости тех кто платил. Случались и применения силы и прочее. Словом, это было на заре становления рынка и парада суверенитетов. Как говорится, кто не был – тот будет, кто был – не забудет. Нас с женой перспектива лишиться всего нажитого, естественно, не прельщала. А легальных способов обезопасить себя при вывозе денежных средств мы не знали. Да их и не знал никто, все действовали на свой страх и риск, все познавалось на опыте, иногда самом печальном. Люди сходили с ума, вешались, теряли состояния, но статистики такой тогда никто не вел. Грубо говоря, всем было по фиг.
Что же делать? – подумал я. И нашел оригинальный способ переправки вырученных от продажи квартиры 2 миллионов российских рублей. Сняв обшивку старого, видавшего виды дивана, я поместил пачки денег между пружинами и вернул обшивку на место.
В назначенный срок мы собрали вещи, включая диван с «начинкой» и отправили их по нужному адресу контейнером. Сами с женой и ребенком улетали самолетом через Ташкент, небольшая наличность с собой была, но рисковать ею было не страшно. Главное, не было с собой этих пачек с деньгами, которые сложно было даже спрятать, учитывая что багаж перед посадкой в самолет всегда проверяют. В общем, все кончилось хорошо, диван в Россию приехал на месяц позже нас. Правда, в России наши 2 миллиона – это была небольшая сумма, на которую уже нельзя было купить и однокомнатную квартиру . Зато ее бы вполне хватило на шикарный, импортный диван.