Найти тему
Ольга К. @okora

Научно-исследовательский комплекс. А были ли хорошие намерения?

На днях встретила знакомого, работающего в авиационном НИИ. Несколько лет, как он рассказал, проводилось объединение их института с другими авиационными предприятиями в некий единый авиационный комплекс, и года три назад объединение свершилось.

Надо сказать, сотрудники НИИ с 2009 года противодействовали объединению в одно огромное акционерное общество. Да и какие акции могут быть у организации, занимающейся научно-прикладной деятельностью? Это ведь не завод, реализующий свою продукцию, не транспортная компания и, тем более, не газовый холдинг. От науки не может быть прибыли в классическом понимании этого слова. Науку необходимо финансировать.

Но, по-видимому, нескольким крупным эффективным менеджерам, - то ли оказавшимся не у дел, то ли им было мало того, что имели, - понадобилось создать несколько кабинетов руководителей, что и было сделано вопреки желанию большинства. Старейших сотрудников института долго уговаривали, потом на них давили. И додавили, сменив руководство института.

Преобразование началось с ремонта и оснащением рабочих комнат современной офисной мебелью, что, конечно, приятно. Но затем принялись за сокращение старых сотрудников и набор выпускников ВУЗов. Понятно, профильных, в основном из моего родного МАИ. Но где преемственность поколений? Выпускники еще не имеют опыта работы, и старые сотрудники могли бы побыть наставниками до своего естественного ухода на пенсию.

Что касается сокращений старейших сотрудников... После развала СССР, когда оказалось, что наука и обороноспособность никому не нужны, молодые сотрудники в большинстве своем ушли из оборонных предприятий. За двадцать пять лет сформировалась «дыра», заключающаяся в том, что в «оборонке» работают либо пенсионеры, либо совсем молодые специалисты, да и тех в основном привлекает бронь, которая защищает от призыва в армию. Инженеров, находящихся в самом продуктивном возрасте, на авиационных фирмах очень мало. Если выгонять с работы пенсионеров, на ком будут серьезные разработки?

Что касается наставничества, оно на авиационных предприятиях безнадежно испорчено еще до объединения в акционерные общества: сама работала на одной из авиационных фирм и знаю, что молодым специалистам назначают зарплату более высокую по сравнению с зарплатой старых сотрудников. То же, по словам знакомых, происходит и на других предприятиях. Зарплата должна быть привлекательной для молодых специалистов, правда, о чем можно говорить, если три года назад выпускника ВУЗа брали в мой НИИ на зарплату в 30 тыс. рублей и сейчас ситуация ничуть не изменилась? Старые сотрудники, зарплату которых и вовсе смешно упоминать, в итоге не имеют желания помогать молодым.

Сейчас, как когда-то при СССР, вновь стали говорить о важности высокой обороноспособности страны и развитии всех отраслей оборонки. Но подобные преобразования могут сильно затормозить и даже развалить работу предприятия. Как всегда, хорошими намерениями выстлана дорога в ад. Хотя у меня есть сомнение, а есть ли хорошие намерения, или в этих реформах присутствует только холодный расчет нескольких крупных эффективных менеджеров?