Найти в Дзене
Курган и курганцы

И не друг, и не враг, а Бах

Фельетонист Валерий Паниковский о счастье

Я дико извиняюсь, но всё-таки спрошу: «Что такое счастье?» Вопрос настолько свежий, что великие философы на том свете нервно вздрагивают и закусывают нектар амброзией.

А вот нынешние доморощенные ученые с уклоном в социологию быстренько разложили вечную категорию по пунктикам (политические свободы, социальные гарантии, удовлетворенность жизнью и т. д.) и вычислили самые счастливые страны в мире. В первую тройку вошли Дания, Сингапур, Коста-Рика…

Ну, с Данией понятно: скандинавы – народ спокойный, перешли на ходьбу с палками, здоровье берегут, ни во что не вмешиваются. Сингапур – это экономическое чудо. А вот каким боком зажатая между двумя океанами Коста-Рика в призеры попала – возникают сомнения. На телеэкране – домишко, по сравнению с которым наша «хрущёвка» – дворец шаха. На пороге сидит женщина, с ней четверо голопузых, все улыбаются. Море рядышком, пальмы вокруг, солнце и птицы – сплошное счастье! И никаких сомнений.

А где же в этом счастливом рейтинге наша ненаглядная Россия? 49-е место, между старушкой Италией и карликовым Белизом. Не так уж и плохо, если учесть, что в борьбе за счастье соперничали 155 стран. Но постоянно прописанный в Интернете протоирей Елисей Елисеев имеет свое особое мнение. Для его выражения он, как от трамплина, оттолкнулся от корейской Олимпиады и приземлился на самые больные точки российского организма. Вот она, отповедь протоирея:

«Наша сборная доказала всему миру…» Чего доказала? Вы докажите всему миру, что у нас медицина и образование самые лучшие, а цены на ЖКХ – самые низкие. Вот это будет доказательство! А когда четыре здоровенных лба садятся в эмалированный таз (бобслей? – В. П.) и едут в нём с горы – это что доказывает? Занимайтесь нормальным спортом. Для себя. А не для того, чтобы защитить честь страны и доказать всему миру».

Да, нам всегда чего-то не хватает: кому зарплаты, а кому любви. На что моя коллега со вздохом заметила: «И того, и этого…» Ладно, поехали дальше. Итак, откатались, отбегались, отыгрались в Пхёнчхане наши олимпийцы и заработали любовь всенародную, а с ней ордена из рук президента, квартиры, миллионы… Одна болельщица хоккея после невероятного финала воскликнула: «К этой радости трудно подобрать эпитеты. Это было настоящее счастье!»

И здесь на сцену пора пригласить президента Международного олимпийского комитета многоликого Томаса Баха. 64-летнего баварца, короля немецкой рапиры 70-х годов. Хитроватой улыбкой живо мне напомнившего одессита Бориса Бурду – знаменитого знатока в игре эрудитов «Что? Где? Когда?» Подмазавшись к атлетам из России в «Русском доме», осчастливленный полученными от Олимпийского комитета России 15 миллионами долларов, герр Бах в последний день Олимпиады уже потирал руки в предвкушении немыслимого счастья – победы команды Германии над российскими хоккеистами в «золотом» финальном матче. До сенсации века оставалось 56 секунд…

Простите меня за, возможно, некорректное сравнение, но не могу не напомнить немецко-подданному Баху печальный факт из истории. 1 декабря 1941 года четвертая танковая группа врага заняла село Красная Поляна. Это было всего в 27 км от Москвы. Немецкие офицеры в бинокли уже рассматривали башни Кремля. Но сибирские дивизии сорвали все планы захватчиков и одержали под Москвой важнейшую победу.

А теперь к финалу хоккейного турнира. 3:2 ведет Германия. Чуть больше двух минут. Мы остаемся в меньшинстве. Уже не в бинокли, а горящим невооруженным взглядом Марко Штурм и его тренерский штаб предвидят золотые медали команды. Томас Бах готовится собственноручно награждать земляков-чемпионов. И тут – облом!

Сначала с паса сибирского парня Кирилла Капризова москвич Никита Гусев спасает счет – 3:3! А в овертайме уже сам Кирилл с подачи Никиты забрасывает золотую победную шайбу. 4:3! Немцы в трауре, русские – в шампанском.

А что же всё-таки считать счастьем? Как вы поняли, у каждого оно своё. Например, и такое: «Засыпать, зная, что завтра выходной, – это божественно!».