Мой отец бросил нас, когда мне было 2 года, из-за наркотической зависимости, которую он не смог преодолеть. Я был мал, у меня осталось совсем немного воспоминаний о нем, и я практически никогда не чувствовал то, что его нет. Моя мать говорила о нем крайне редко, но была одна тема, затрагивая которую она его упоминала: видеоигры.
Казалось, что ее собственное мнение по этому вопросу было неоднозначным. В соответствии с популярными взглядами 80-х и 90-х годов она считала видеоигры бесполезными убийцами времени, производящими ужасные звуки и стуки, и превращающими мозг и тело игрока в кашу - то что она чувствовала, пытаясь поиграть со мной. Но видеоигры были моим хобби, и она извиняющимся тоном уверяла меня, что мой отец, инженер и гик, оценил бы это.
Большинство моих детских друзей также были воспитаны одинокими матерями и видеоигры также играли неоднозначную роль в их жизни. Да, это было потакание слабостям. Но в то же время они являлись одним из наиболее надежных способов оставить детей без присмотра на несколько часов без риска получения травм и материального ущерба. В качестве помощника родителя видеоигры уже того времени развивали мозг: рефлексы и координацию, практические навыки и упорство, саморазвитие и конкурентоспособность. Но в отсутствие тренера, боевой дух был гораздо ниже чем тот, который можно было бы увидеть в спорте. Мы с моими друзьями боролись за очередь, бросали контролеры, выдвигали обвинения в нечестности и т. д. Однажды друг крикнул мне, что я дышу слишком громко, в то время как он проходил Бэтмена на сложном уровне. Поскольку это был его Нинтендо, он решил, что теперь я буду задерживать дыхание во время его поворотов, чтобы не отвлекать его. Не очень достойное поведение.
Поэтому, когда я представлял себе игру в видеоигры с сыном – которому сейчас 6 лет - я представлял себе, что буду для него Вторым игроком, которого у меня не было в детстве. Я бы давал ему играть в то что он хочет, не отбирая у него джойстик. Я бы успокаивал его при поражениях, и мы бы круто проводили время, соревнуясь между собой. Но я не ожидал то, что новое поколение видеоигр серьезно изменит наше отношение к ним. Конечно, игры в которых люди соревнуются по-прежнему популярны, но среди детей возраста моего сына гораздо популярнее игры с бесконечным, интересным миром. Наиболее выдающимся представителем такого рода игр, безусловно, является Minecraft.
Minecraft представляет игроку богатый, интерактивный мир, полностью состоящий из простых LEGO-подобных блоков. Вы можете открывать и исследовать новые земли или поселиться в каком-нибудь районе и начать создавать инструменты и постройки. Но Minecraft, на самом деле, не совсем похож на игру LEGO, и не очень похож на видеоигры моего детства. Лучше всего его получается сравнить с детской ролевой игрой, например, игрой в дом. В Minecraft воображаемые миры моего сын, переносятся в виртуальную среду, на которую может влиять множество других людей. Когда он говорит мне, что пол состоит из лавы, я смотрю вниз и замечаю, что пол действительно сделан из горящей лавы, смертельной если ее коснуться. В таком случае я строю мост.
Мой сын и я все еще играем в соревновательные игры, и я надеюсь, что в это время он учится практическим навыкам и упорству. Но эти игры бросают вызов, они загоняют его под рамки требований игры. Когда же мы вместе играем в Minecraft, то игра наоборот направлена на его развития и, следовательно, наши отношения, теперь другие: он превращает мир в выражения своих собственных фантазий. Он позволил мне войти и исследовать его миры, и я пришел к выводу, что игры из моего детства не позволяют так делать.
Путешествуя по мирам, которые мой сын обустроил за последние пару лет, я нахожу много образов, характерных для детей его возраста. Всюду проглядываются обычные фантазии, такие как жизнь в деревенском домике или на лодке. Основные сюжеты меняются со временем: поезда в его ранних мирах, потом роботы, длинная череда пирамид. Постоянными можно назвать пиратские корабли, особенно полузатонувшие с сундуками полными сокровищ.
В Minecraft вам часто нужно построить дом, который должен предоставлять полезные возможности, такие как сон и складирование вещей, а это означает, что я вижу личные идеи моего сына о том, что он считает комфортным домом. Походив по этим домам, я увидел повторение многих мотивов: он любит абсолютную симметрию, различные полосы ярких цветов и тщательное освещение, состоящее из десятков светильников. Его точный и исключительный вкус уравновешивается его любовью к семье; он обычно добавляет несколько кроватей и спален, предназначенных для разных членов семьи, которые, как он представляет, могут однажды посетить его дом.
И я периодически посещаю, чтобы совершить экскурсию по его творениям или поиграть рядом с ним. Вначале я в основном строил объекты по его просьбе, например, подводную лодку. Сейчас мы чаще играем возле нашей фермы, на которой делим ответственность за сбор урожая пшеницы, уходом скота и улучшением нашего дома.
Заданные ритмы нашей игры позволяют взаимодействовать не переговариваясь. В эти созерцательные моменты я замечаю, насколько отчетливо это чувство совпадает с чувством из моего детства, а также детства, которое я предсказал для своего сына. Я думал, что стану его Вторым игроком, идеальным сверстником, который сделает его детство в отличии от моего невероятным. Оглядываясь назад могу сказать, это всегда было всего лишь мое виденье, а не его и не наше.
Моей дочери только исполнилось 2 года, она слишком мала для видеоигр. Когда она будет готова, станет ли она исследователем или архитектором, или рассказчиком? Будет ли она предпочитать простые дома или необычные? Какие общие фантазии она будет осуществлять вместе с братом или со мной? И когда они оба повзрослеют, как будет чувствовать себя, загружая свои миры и путешествуя вокруг своих собственных детских плодов воображения? Когда я с нетерпением жду игры с ней в будущем, виденье в моей голове больше не похоже на мое детство. Фактически, не может быть картины будущего - она сама должна ее нарисовать.
Опубликовано 7 марта, 2018 на интернет-ресурсе THE CUT.
Оригинальная статья: https://www.thecut.com/2018/03/playing-minecraft-with-my-son.html
Если вам удобнее читать переводы статей в Telegram, подписывайтесь на IT-TRANSLATOR.