Как часто можно менять место работы?
На дворе у нас 2018 год. Я – скорее еще молодой специалист технического профиля. Инженер, короче. И инженер неплохой, к работе своей всегда относилась ответственно, да и умом Господь не обделил. Не ах какой талант, больше выезжаю на усидчивости, дотошности и интересу к профессии. Хотя возник этот интерес далеко не сразу.
Родилась и окончила школу в маленьком провинциальном городишке далеко-далеко от Москвы. В школе училась хорошо, поэтому родителям просто жаль стало меня гробить в продуктовом магазине нашей местности. Решили дать мне шанс устроиться в столице, за что им очень и очень признательна. Решение было принято примерно так: «Света, в Москву хочешь поступать?» - спросила мамочка юную десятиклассницу меня. «В Москвууу?...Очень хочу!». Москва виделась мне чем-то волшебным и удивительным. Странно мне было только то, что еще не вся страна там живёт, что существуют еще те люди, которые готовы жить в городе, подобном моему. Потом уже выяснилось, что во многом я ошибалась, но суть не в этом. Короче, стала я готовиться и после школы вполне успешно поступила.
Учиться сразу стало тяжело. Почти невыносимо. Очень мешал настрой, заданный в детстве. Огромным трудом справилась. Но к профессии выросло устойчивая уважительная ненависть. Не, всей душой уважала саму специальность, но, вот, пожалуйста, без меня. Мечтала все эти годы вернуться в свой город, даже куда-нибудь в пригородную деревню и воспитывать свиней. Но на последнем курсе влюбилась в мальчика, который, не проявляя интереса к моей персоне лично, однако, почему-то узрел во мне потенциал и пригласил работать в компанию, в которой он сам числился на тот момент уже третий год. Так на последнем курсе я стала техником по своей специальности.
Сперва меня привлекала там возможность, наконец, слезть с родительской шеи, стать окончательно самостоятельной, работать в непосредственной близости к объекту своей симпатии (к счастью, ничего у нас не получилось и получиться не могло, но специалист он был чудесный, талантливый наставник, да и вообще – просто умница, много мне дал в начале моего трудового жизненного пути). Потом втянулась. Через несколько месяцев с удивлением заметила, что у меня получается, что мной все довольны.
Я окончила универ, получила диплом, меня повысили до инженера. Коллектив был удивительно тёплым, милым и дружным. Зарплата, однако, была объективно небольшой. Мне хватало на оплату съёмной квартиры и все бытовые нужды. Даже успела слетать заграницу на три недели в отпуск (в те светлые времена, когда евро стоил еще 40 или 45 рублей). Короче, всё было чудесно. Мы с коллективом дружно встретили Новый год на корпоративе с пожеланиями процветания и роста зарплат и ушли на «зимние каникулы».
Однако пожелания не сбылись. Не знаю точно, что уж там произошло на уровне высшего руководства, но с начала следующего года мы не выиграли ни одного тендера. До лета латали старые дыры и выжимали все соки (деньги) из доделывания-переделывания предыдущих проектов. Потом однажды нас собрал директор и сказал нам: «Дорогие мои и любимые коллеги. В нашей фирме проблемы. Я не смогу выдать вам в этом месяце зарплату. Потерпите, пожалуйста, мы всё скоро решим и уладим». Мы не сильно расстроились тогда, мы понимали, что рано или поздно это должно было произойти. «Да без проблем, Сергей Петрович!» - дружно ответили мы и разошлись по рабочим местам.
Но прошел месяц, и ничего не изменилось. Директор не стал нас снова собирать, но ходил очень виноватый и удрученный. Золотой был человек, у меня до сих пор о нём самые светлые воспоминания, равно как и обо всём коллективе. Мы как-то все тоже приутихли и погрустнели. Прошел ещё месяц. Тогда я задумалась. Я давно знала, что всегда нужно накопить денежную «подушку безопасности», чтобы в случае потери работы или еще каких катаклизмов у меня была возможность 3-4 месяца жить в привычном русле, не экономя на еде или одежде, и размеренно и спокойно подыскивать работу, не кидаясь от отчаяния на первое попавшееся. Но. Мы по-прежнему не выиграли ни одного тендера, деньгам неоткуда было взяться ни через месяц, ни через два. И «подушка» моя должна будет однажды закончиться, я могу остаться у разбитого корыта, запаниковать и кинуться куда-то в не слишком подходящую мне контору. Я сообщила о своём намерении искать работу начальнику отдела. Понимаю, что не всегда стоит это делать, но он был классный дядька, он относился ко мне как к внучке.
Я составила резюме на трёх сайтах и выпустила его в свободное плавание. И – о, чудо! – через два дня мне позвонили и пригласили на работу. Должность была для меня новой, специфика работы тоже отличалась от нынешней, зарплату обещали почти в 2 раза больше, я даже в тот момент слегка запаниковала. Но с другой стороны они же видели, что я такое, ничего в резюме себе не приписала, они сами меня «захотели». В обеденный перерыв я отпросилась у начальника на пару часов, съездила на собеседование, мы обговорили всё, я сказала, что напишу заявление и им придётся меня подождать 2 недели. Всех всё обоюдно устроило.
На первой своей официальной работе я пробыла 1 год и 7 месяцев.
Я стала работать в новой конторе. Перерывов не брала, отпуск «сгорел», мне выплатили задолженности по зарплате, оплатили неиспользованный отпуск, я снова наполнила свою «подушку». На дворе стоял сентябрь, я осваивала новую обстановку. Сразу скажу, что никогда больше у меня не было столь дружного коллектива, чем на первой работе. До сих я отлично общаюсь со многими из них, чего не скажу про последующие коллективы. Впрочем, всё было неплохо, работа ладилась, палки в колёса никто не ставил. В тот период случайно в электричке познакомилась с парнишкой из дальнего Подмосковья (почти 150км от Москвы). Стали встречаться. Для чего это рассказываю - те, кто дочитают мою галиматью до конца, узнают.
Потом снова наступил Новый год. И – снова задержка зарплат. Обещали, что временная. В марте нас всех созвали и…заставили написать задним числом соглашение фактически о переходе на серую зарплату. Те, кто эту бумагу подписывал, в тот же день получили свои долги. Нам обещали, что данная махинация лишь для того, чтобы работодатель не так был загружен налогами, а, мол, на нас это никак не отразится. Всё будет вовремя и полностью. Конечно, никто не верил в безоблачность подобных обещаний, для меня лично особую роль сыграли те факторы, что, даже половина зарплаты, но выплачиваемая вовремя, уже не даст мне находится в состоянии стресса, а ведь черную часть, хоть и с задержками, но ведь однажды-то дадут…
Однажды дадут.
Черную платили плохо. Она месяцами копилась десятками, а у кого-то сотнями тысяч. Белую тоже платили невовремя. Но теперь мы были у фирмы на крючке: чем больше был долг, тем больше мы боялись уйти и потерять весьма крупную сумму денег, которую потом нельзя будет выбить даже через суд, поскольку она нигде не фигурирует. Снова начала истощаться моя «подушка». Зато на моём счете у фирмы висела очень солидная сумма. Когда долг передо мной у компании составил 5 черных зарплат и две белых, я осознала: пора уходить. Больше, чем сейчас, я уже не потеряю. Да, опыт, да, работа интересная, но никто обо мне, кроме меня самой, не позаботится, да и не должен.
Тут в очередной раз мне крупно повезло. Максимально в этой ситуации. Мне позвонили из конторы, являющейся по отношению к нам генподрядчиком, и предложили мне должность на освободившемся месте. Я с радостью согласилась и в тот же день написала заявление. Работать мне предстояло на том же объекте, который я вела на предыдущей работе, только теперь со стороны генподрядчика. Тоже изумительный плюс.
На второй работе я провела 1 год и 2 месяца.
Конечно, решающим фактом в том вопросе, что моя горе-компания выплатила мне всю серую, стал тот факт, что я не согласилась подписывать проекты до тех пор, пока не увижу с их стороны отдачу в виде выплаты мне всех задолженностей, в том числе, конечно же, черных. С горем пополам я получила долги в течение 5-6 месяцев с момента ухода. На новой работе в плане денег всё было чётко. Всё белое, достойная оплата, хороший коллектив. Казалось бы, живи да радуйся. Но через несколько месяцев меня зовёт замуж мой молодой человек из дальнего Подмосковья. Он жил и работал в своём городе, имел любимое дело, вся жизнь его была там. Кроме меня. И вот меня он тоже хотел «переправить» в эту свою жизнь. Жил он с родителями (которые просто замечательные люди), планировалось, что я тоже перееду к нему.
Ездил он ко мне два раза в месяц, столько же к нему ездила я, разумеется, на выходные. Городок тихий, милый, но уровень жизни значительно отличался от московского, как и уровень оплаты труда. Я понимала, что с работой у меня будут тут огромные трудности. Но и без него я жизни не представляла, да и мужа никакого другого не хотела. Кроме того, в силу воспитания считала, что гораздо правильнее будет мне ехать за мужем, чем мужу за мной. Да и куда я его приведу? На свою съёмку? Где на свой угол мы сможем рассчитывать через 15-20 лет? Словом, договорились мы немного подождать, чтобы я успела здесь накопить на половину нашего нового семейного гнезда (цены там куда более приемлемые, чем в Москве) ну и иметь мало-мальский запас на первое время, пока не найду работу.
Мы расписались, купили милую однушечку напополам, я еще работала на прежнем месте, к мужу ездила на выходные, выставила новое резюме с привязкой к новому месту жительства. Но дело тут шло плохо. Работы не находилось, муж сердился, что, мол, мы ничем не отличаемся от обычной пары сожительствующих и не дело это – гостевать у мужа на выходных. Ездить оттуда из Москвы и тратить на дорогу 8 часов было просто безумием. Через два месяца такой семейной жизни я махнула на всё рукой, сказала супругу: «Ну, ладно, как хочешь. Но учти, придётся мне энное количество времени висеть у тебя на шее, я тебя предупреждала».
На третьем месте я проработала почти ровно год.
На шее я висеть не люблю, на самом деле. Может, это комплекс, не знаю. Но мне некомфортно, что раньше перед родителями (хотя меня никто никогда не попрекал), что теперь перед мужчиной, даже если он тебе и муж. Встала на учёт в центр занятости. И тут впервые столкнулась, во-первых, с особенностями трудоустройства в маленьких городах, а, во-вторых, с тяжкой женской долей. Дело не в том, что здесь не было каких-то приличных мест работы, дело в том, что «Ой, а вы замужем, вам уже 25, вы же детей хотите, вы же в декрет уйдёте…». Меня подобные вопросы сперва вводили в лёгкий ступор, потом откровенно злили. Слишком уж их было много, куда ни пойди. А исходила я в поисках работы без преуменьшения во все возможные места. После пятого, наверное, провалившего на «детском вопросе» собеседования я спросила: «Вообще, детей мы пока не планировали, но я не понимаю, вы хотите, чтобы я подписала вам кровью договор о том, что ближайшие 10 лет не заведу детей или что мне не нужно будет пособие по их содержанию?» Никто мне так и не ответил.
Еще люди не понимали, как это я, работая в Москве, имея хорошую стабильную зарплату, переехала сюда. За глаза ругали мужа, говорили, что это он должен был поехать за мной в Москву.
Наконец, через 4 месяца мытарств я устроилась кладовщиком в дорожном строительстве. На декретное место. Через год меня спокойно могли попросить. Зарплата гораздо меньше, чем была в Москве, но я не особо ожидала чего-то иного. Мне не нужно было тратить много денег на жильё, рядом был любимый и любящий человек, вторые родители, которых я абсолютно искренне звала мамой и папой, до работы было всего десять минут прогулочным шагом.
Сам характер работы меня не особо напрягал. Даже наоборот, максимально не напрягал. Я быстро справлялась со всеми обязанностями, потом просто не знала, куда себя деть. Вскоре в моём кабинете поселились тряпочки для шитья кукол, всевозможные нитки для вязания, бисер и цветная бумага. Поделок я сотворила великое множество. Но мне было скучно. Не вообще по жизни, а именно на новой работе. Я понимала, что легче всего просто с этим смириться, десять лет в Москве просто так не проходят, шум и суета на раз-два не выветриваются. И я почти смирилась.
Однажды мне позвонили и предложили работу прям по той специальности, на которой я состояла в Москве. Питерская контора нашла объект через наш городок, сотрудники не горели желанием сюда перебраться, а тут, оказывается, живёт и готов работать человек с неплохим опытом работы в Москве. В тот же день я написала заявление, меня отпустили без отработки в счет отпуска. (Не везет мне с отпуском, ни разу не переходила на новое место, не потеряв заслуженный отдых, всё компенсировали деньгами. Видимо, это за счёт тех 4х месяцев моего безработного состояния). Я ни о чём не жалела, всегда меняла место работы и место жительства очень легко.
На 4м месте работы я провела 6,5месяцев.
Не буду уж слишком долго, но скажу в общих чертах: сперва всё было хорошо, зарплата – почти московская, должность привычная, работа интересная. В начале года исполнилось 5 лет моего трудового стажа по специальности…и начались проблемы с деньгами. Снова перестали платить. Многие мои коллеги советуют приискивать работу, потому что «они это всё уже проходили, ловить здесь нечего». Я тоже это всё проходила. В том и дело, что я это уже всё проходила. На данный момент я на этом месте всего 7 месяцев. Глобально по своей воле я ушла только замуж и, соответственно, за мужем в его город. А в остальном всё было из-за денег. Но перед своими потенциальными новыми работодателями я, во-первых, «летун», неблагонадёжный, ищущий, метающийся, наверное, неуживчивый или вечно всем недовольный. А, во-вторых, потенциальная декретница, причем, в маленьких городах все предполагают, что я непременно уйду в декрет сразу за двумя детьми, типа, сначала за одним, а через год – за вторым. Здесь реально рассчитывают на материнский капитал, будто все мамаши в последней инстанции только из-за него заводят второго и третьего ребёнка.
Читаю полезные статьи на эту тему. Я не говорю уже про советское время, где меняли работу только если Родина звала в другой город, а так все трудились в своём городе на своём предприятии десятками лет. Но даже сейчас в современном обществе я как человек, за пять лет сменивший пять мест работы, очень неблагонадёжна. Мало того, что я женщина (ужасный недостаток, я серьёзно), так еще и перебежчик. Нет, я уживчива, о многих храню тёплые воспоминания, со многими поддерживаю общение и знаю несколько десятков дат дней рождения коллег со всех мест работы. На собеседовании никогда не приходило мыслей на вопрос, почему ушли с предыдущего места работы, ответить, что плохой коллектив или начальство. Да только кому это объяснишь? О том, что проблема была в деньгах, тоже в умных книжках говорить не советуют, изворачиваться нужно куда более искусно. Но дело-то в них, тебя просто однажды на них неплохо прокидывают, а думать о тебе, как ты живешь и на что, фирма не станет.
От этой мысли мне тоскливо, друзья мои. Нет, я понимаю, что я далеко не в самой худшей ситуации, если сравнивать со всеми моими соотечественниками, но как-то это реально печально. Спасибо всем, кто выслушал. Счастья вам и добра!