Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев в своем недавнем интервью «России-24» сделал несколько неожиданных заявлений. В их числе – о готовности «Аэрофлота» купить сверхзвуковой пассажирский самолет, который может быть создан на базе бомбардировщика Ту-160.
В конце января 2018 года президент России Владимир Путин, понаблюдав за полетом сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160, предложил создать пассажирский сверхзвуковой самолет.
«Ту-144 почему сошел с производства — билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолет», – отметил президент во время посещения Казанского авиационного завода имени Горбунова.
Путин обратил внимание, что сейчас быстрее долететь до Нью-Йорка, чем из Калининграда до Владивостока.
«Жизненная необходимость»
«Для нас было бы здорово, если бы “Аэрофлоту” доверили, и мы стали бы первым заказчиком. Мы с удовольствием получили бы сверхзвуковую машину. Это жизненная необходимость. Наверное, мы к этому вернемся все вместе, всей мировой авиацией в ближайшее время», – сообщил Виталий Савельев.
По его словам, главная проблема советского сверхзвукового самолета Ту-144 заключалась в том, что его дальность полета составляла всего 4000 км. Таким образом, чтобы он долетел от Москвы до Владивостока, его было необходимо дозаправлять в пути.
«Но это проблема двигателя. Сейчас есть другие материалы, другие двигатели. Многим было бы интересно на машине, которая вмещала бы 120-140 человек долететь до Дальнего Востока за три часа. Конечно, это эффективно. Я думаю, такая машина была бы востребована», – заявил Савельев.
По его словам, за 10 лет можно создать реальный образец такого самолета.
«На мой взгляд, эти машины просто обогнали свое время. Я думаю, если об этом говорит президент, есть большие надежды», – добавил глава Аэрофлота.
«Самолет станет еще одним имиджевым проектом без всяких перспектив на самоокупаемость»
Еще в январе, после объявления Путиным о намерении создать гражданский сверхзвуковой самолет, один из самых авторитетных российских авиационных журналистов Андрей Меньшенин объяснил в публикации на «Фонтанке.ру» о том, почему этот проект не может быть реализован.
Одна из причин – высокий износ двигателей у Ту-160 при переходе на сверхзвуковой полет. Дело в том, что самолет в обычных условиях эксплуатируется на стандартных дозвуковых скоростях. Преодоление скорости звука используется в боевых условиях, чтобы уйти от противника. «Несколько часов в таком режиме, и механикам уже придется проводить капитальный ремонт двигателей, а то и вовсе менять их на новые. Поэтому полет на сверхзвуке летчики Ту-160 используют лишь в особых ситуациях. В большинстве случаев крейсерский полет проходит на обычных дозвуковых скоростях, близких к тем, на которых летают пассажирские лайнеры», – пишет Меньшенин.
Потенциальная нагрузка самолета, по словам Меньшенина, существенно меньше существующих пассажирских и транспортных самолетов.
«Всего Ту-160 может взять на борт до 45 тонн боекомплекта, а максимальный взлетный вес самолета – 275 тонн. Заменив бомбы и ракеты на гипотетический коммерческий груз, мы посчитаем, что он составит лишь 16% от взлетного веса, что очень мало для коммерческого самолета. Для сравнения: у военно-транспортного Ил-76 этот показатель 28,5%. У созданного для перевозки коммерческого груза Boeing 767 так и вовсе 31%, что почти вдвое больше, чем у Ту-160», – продолжает журналист.
«Легко предположить, что Владимир Путин говорил о глубокой модернизации на базе Ту-160 под коммерческие цели. Тогда такая модернизация означала бы разработку других двигателей, изменение конструкции самолета, по-видимому, отказ от изменяемой геометрии крыла и увеличении объема грузового отсека. Другими словами, о создании абсолютно другого самолета, возможно, лишь внешне чем-то напоминающего Ту-160.
Но даже будь такой самолет создан, его коммерческая эффективность находилась бы под большим вопросом, как и у всякого сверхзвукового самолета. Все из-за того, что расход топлива при полете на сверхзвуке съедал бы любую прибыль от сверхбыстрой доставки. Даже если выставить ценник на услуги, способный конкурировать с доставкой на дозвуковых скоростях. Да и летать бы, откровенно говоря, ему было бы особо некуда. Анонсированные перевозки на Дальний Восток из Москвы и сейчас субсидируются из госбюджета. В случае перехода на сверхзвук объем необходимых дотаций возрастет в несколько раз, а самолет станет еще одним имиджевым проектом без всяких перспектив на самоокупаемость», – заключил он.
Ту-144
В 1960-х годах появились первые эскизные проекты пассажирских авиалайнеров на Западе. В это же время в Советском Союзе приступили к разработке собственного сверхзвукового самолета.
Самолет Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями создавался под руководством генерального конструктора ОКБ Андреем Туполевым, а после его смерти в 1972 году – сыном Алексеем Туполевым.
Опытный экземпляр совершил первый полет 31 декабря 1968 года.
Всего с 1972 по 1984 годы было произведено 17 серийных машин, из них три проходили статические испытания, эксплуатировались 14 (в том числе две – с пассажирами), две разбились в авиакатастрофах, одна так и не была достроена. В период с ноября 1977 года по май 1978 года два Ту-144 выполнили 55 рейсов между Москвой и Алма-Атой, перевезя в общей сложности 3 тыс. 284 пассажиров.
В 1978 году после второй катастрофы эксплуатация Ту-144 была прекращена, а сама программа свернута.
Concorde
Concorde (с фр. «согласие») создавался французской компанией Aerospatiale с 1962 года. Опытный экземпляр поднялся в воздух через два месяца после первого полета Ту-144.
Всего было построено 20 экземпляров самолетов. 14 из них в 1976-2003 годах эксплуатировались авиакомпаниями Air France и British Airways на регулярных пассажирских линиях: в основном для трансатлантических перелетов по маршрутам в Нью-Йорк из Парижа и Лондона. В среднем расстояние между Парижем и Нью-Йорком самолет преодолевал за 3,5 часа.
За все время эксплуатации Concorde с самолетами этого типа произошла одна катастрофа. 25 июля 2000 года при взлете из Парижа машина Air France с регистрационным номером F-BTSC потерпела крушение из-за наличия на взлетно-посадочной полосе постороннего предмета. Тогда погибли 109 человек на борту и четыре человека на земле.
Всего за 27 лет эксплуатации Concorde перевезли более 2,5 млн пассажиров. Окончательно Air France и British Airways отказались от эксплуатации самолетов этого типа из-за спада пассажиропотока, вызванного терактами в США 11 сентября 2001 года, ростом затрат на поддержание самолетов в летной готовности и отсутствием перспектив по их модернизации.
Другие разработки пассажирских сверхзвуковых самолетов результатов не дали.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать объясняющие тексты про российскую и мировую авиацию.
Больше новостей и анонсы наших публикаций в telegram>>