Найти тему
ногайцы

О заключении договорных отношений бия Исмаила с Иваном IV.

Оглавление

"В начале 1554 г. царь Иван IV направил в орду " большого посла " Микулу Бровцына в сопровождении казаков Девлетхози Усеинова и Кадыша Кудинова для переговоров о " добром деле ".

Бровцын доложен был уведомить кн. Исмаила о посылке русских войск под командованием кн. Пронского для захвата Астрахани,требовать помощи в операциях против Астрахани,а также попытаться привести кн. Исмаила к шерти московскому государю.

Послу было предписано решительно отказывать кн. Исмаилу,если он обнаружит претензии,именовать себя в шертной записи отцом или братом Ивана IV.

Эта первая попытка заключения соглашения с кн. Исмаилом,по донесению Бровцына,не имела успеха.

Бровцын,вернувшийся в июле 1554 г.,сообщил об ограблении его по приказу князя,об отказе в военной помощи и в принесении шерти.

В начале следующего 1555 г. царь Иван IV направил в орду новое посольство И. Т. Загряжского с тем же поручением о приведении к шерти кн. Исмаила.

Из документов этого посольства обнаруживается,что кн. Исмаил уже шертовал перед казаком Девлетхозей Усеиновым,очевидно,во второй половине1554 г.,после отьезда из орды М. Бровцына.

Содержание этой первой шертной записи кн. Исмаила нам не известно (запись не сохранилась),но оно было таково,что не удовлетворило московское правительство:

"то дело тогда вскоре (т.е. спешно) учинилось", в записи написано "несполна",и та шерть "не добре верна".

В грамотах в Москву,уже после поездки М. Бровицина,кн. Исмаил осмеливался называть себя отцом Ивана IV или претендовал на отношения братства,т.е. явно не хотел итти на признание своей вассальной зависимости от Ивана IV.

Возможно,что именно эти притязания кн. Исмаила нашли отражение в первой шертной записи,что не удовлетворяло московское правительство и побуждало его к новым попыткам приведения кн. Исмаила к шерти на новых условиях.

Однако посольство И. Загряжского не увенчалось успехом: кн. Исмаил отказался от повторения шерти под предлогом происходивших тогда в орде вооруженных столкновений.

В начале 1556 г. предполагалось отправить в орду А. Тишкова с тою же целью.

Документов этого посольства не сохранилось: можно предполагать,что оно не состоялось.

Во всяком случае,из последующего совершенно ясно,что никакой шерти московскому государю кн. Исмаил в 1556 г. не приносил.

Удалось это лишь в 1557 г., когда посланный в орду сын боярский Петр Совин добился,наконец,от кн. Исмаила повторения шерти.

В московской грамоте кн. Исмаилу говорится о неудовлетворительности шертованья перед Девлетхозей Усеиновым в 1554 г.

Однако кн. Исмаил и на этот раз не согласился принять московского проекта шертной записи,говоря,что "по тому списку в разум им не войдет", и принес шерть на записи составленной им самим.

В этой записи кн. Исмаил не называет себя ни отцом,ни братом Ивана IV,но уклоняется от признания себя и его сыном.

Кн. Исмаил шертовал "белому царю", не определяя точнее своих отношений к Ивану IV в обычной для того времени форме: братство означало бы отношение равных между собой союзников,сыновство-прямое признание вассальной зависимости".

БОРЬБА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРТВА С ТАТАРАМИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА

НОВОСЕЛЬСКИЙ А.А.

1948 г.