Найти тему
proкультура

СТРАСТИ ПО ФРЕЙДУ

Кто из нас не слышал о Зигмунде Фрейде. В основном память о нем ассоциируется с чем-то смутным и не очень приятным, даже можно сказать запретным, так как он ввел в обиход такое понятие, как психоанализ. Ни о ком, пожалуй, не написано так много статей и никто не собрал столько своих последователей. И вот теперь Зигмунд Фрейд собственной персоной, правда, в выставочном обличье, пришел в Москву, в выставочные залы центра дизайна ArtPlay (Мультимедийная выставка «Страсти по Фрейду»,Москва ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10, выставка проходит 10 ФЕВРАЛЯ 2018— 31 МАЯ 2018). Экспозиция «Страсти по Фрейду» не о художниках и ученых, она о сверхсовременной теме сексуальности и телесности.

Выставка «Страсти по Фрейду» состоит из двух частей – традиционная экспозиция, состоящая из фотографий разных объектов и текстов высказываний Фрейда, и мультимедийная часть, проходящая в огромном зале, на стенах которой демонстрируется мультимедиа, включающая таких титанов живописи, как Эгон Шиле, Питер Пауль Рубенс, Микеланджело Меризи да Караваджо, Густав Климт, Сандро Боттичелли, Лукас Кранах, Адольф и Вильям Бурго. В проекте с помощью психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенного в его книге «Художник и фантазирование» рассматриваются работы художников. Истории, воплощенные художниками, понятны влюбляющимся и расстающимся, ищущим границы и проверяющим прочность своих отношений.

«Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет» - Зигмунд Фрейд.

Кстати, если вы знакомы с трудами Зигмунда Фрейда, то наверняка знаете, что его теории давно опровергли. Если вы об этом не знали, то теперь знайте. Значит, не всеми вашими поступками руководит сексуальное влечение – разум, сердце и прочие важные вещи никто не отменял. Однако, отрицать свои желания и влечения – странная затея. Возможно, и даже точно, не все желания стоит исполнять.

«Люди более моральны, чем они думают и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить» - Зигмунд Фрейд.

Для Фрейда картина— в первую очередь проявление бессознательного: «Мы должны почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту…. Может быть, великие творения искусства и не нуждаются в специальном анализе? И все же произведение должно допускать такой анализ, коль скоро оно является воздействующим на нас выражением намерений и душевных движений художника».

«Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим» - Зигмунд Фрейд.

Замечательны воззрения Фрейда на субъективность художника: художник не похож на обыкновенного человека из-за мощных внутренних влечений. Эти влечения заглушаются реальностью и делают художника невротиком, и тогда он погружается в мир мечты и фантазии для того, чтобы потушить огонь желаний, не находящих удовлетворения. Художник – это индивидуальность особого порядка, некий барометр своего времени, далеко превосходящий обыкновенного человека по чувствительности за счет утонченного восприятия. Художник постоянно находится в борьбе за выражение невыразимого, скрытого в его существе, что может приводить его к неврастении, алкоголизму, безумию и даже суициду. Художник, в отличие от невротика, уходит в творческую деятельность и тем избавляется от своих фобий. Это и спасение художника и его проклятие, он избегает за счет творчества гибели от своих творческих напряжений и, одновременно уже не может без них нормально существовать.

-5

«У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознается самому себе»- Зигмунд Фрейд.

Сказывается ли образ жизни художника на его творениях? Чтобы избежать многословия упомянем четыре исторических примера. Великий Микеланджело Буонаротти в своей лирике был близок к платонической гомоэротике. Современники подозревали Леонардо да Винчи в интимных связях с учениками и, по мнению многих ценителей живописи его картины «Иоанн Креститель и «Вакх» прославляют мужскую красоту так, что заставляют подозревать в определенной сексуальной ориентации.

-6

О Микеланджело да Караваджо основные сведения известны из полицейских протоколов. Жизнь этого выдающегося художника похожа на авантюрный криминальный роман. За Караваджо точно установлено три убийства. Но посмотрите на его картины. Куда подевалась обнаженная женская плоть? Зато прекрасных юношей на его картинах более чем достаточно. Следствие не заставило себя ждать – Караваджо получил имя «гей-иконы».

Невероятно противоречива и фигура австрийского художника Эгона Шиле. Его рисунки находятся на грани приличия и даже переходят эту грань из-за почти порнографических рисунков. И Шиле и Климт жили в Вене одновременно с Зигмундом Фрейдом как раз в момент становления науки психоанализа, когда начали говорить открыто о решающем значении сексуального в жизни человека. Шиле бесстрашно исследовал эту тему, создав целую серию обнаженных автопортретов.

«Мы никогда не бываем столь беззащитны, как тогда, когда любим, и никогда так безнадежно несчастны, как тогда, когда теряем любовь»-Зигмунд Фрейд.

Как ни странно, но сам Фрейд был жесткий любитель классики и никак не сочувствовал новым модернистским веяниям в живописи. Фрейд преклонялся перед античным искусством, любимыми авторами его были Гомер, Софокл, Шекспир, Сервантес, Гёте, Мильтон, Гейне. Поразительно, музыку Фрейд вообще не воспринимал и был от нее далек.

Понравился обзор?

Поддержи автора, поделись с друзьями