Найти тему
proкультура

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

Оглавление

Люди, не задумывающиеся о смысле своего существования, обычно обладают непоколебимой способностью жить без состояния тревоги и чувства психологического дискомфорта. Вот, например, солнечный Вольфганг Амадей Моцарт, высказавшийся в 1776 в письме к падре Мартини:

«Мы живем в этом мире только для того, чтобы заставить себя усердно просвещать друг друга с помощью рассуждений и всемерно способствовать продвижению наук и искусств».

Моцарт был убежден, что своей жизнью он обязан не бытовой причине, а чему- то другому, не находящемся в обыденном окружении.

Известная фраза немецкого философа Фридриха Ницше гласит- «Бог мертв».

Ницше имел в виду, что в нашей культуре Бог больше не является вершиной, вокруг которой организованы наши жизни: мы больше не думаем, что существует Бог, который исполняет конкретные Божественные обязанности для всех людей. В культуре нет больше высказываний, претендующих на истину Моцарта. Такова наша культура теперь. Если Бог отсутствует, то такие великие заявления о причине жизни, какие сделал Моцарт, кажутся совершенно необоснованными.

В способах мышления Моцарта содержатся разумные причины, согласно которым наше присутствие в этой вселенной имеет духовную основу. Но в это поверить трудно. Как «нечто» может быть настолько последовательным, чтобы заведомо гарантировать нужное человеческое существование?

Вместе с тем такие заявлениям заставляют завидовать религиозным людям. Хотелось бы по-настоящему ощутить уникальное чувство, которое вдохновляет на жизнь в служении чему-то «выше». Увы, интеллектуальная часть нашего мозга, как правило, согласна с современным научным мировоззрением и его разочаровывающим выводом, что окружающий нас космос по сути своей лишен смысла.

Натуралистический взгляд на вселенную и наше место в ней, как выразился немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920), «отрезвил» мир: магия ушла из мира. Но вечное противоборство внутри нас и чувство недостаточности все таки ненавязчиво повторяет нам – верните магию обратно.

-2

Нелепость

Проблема в том, что без чего-то похожего на Бога мысли о том, почему мы должны делать то, что должны делать, кажутся фальшивыми.

Если мы думаем, что мы должны делать операцию A, а не B, просто потому, что нам кажется хорошей идеей сделать это, а не потому, что A предписано божественной силой, в чье существование и командную власть мы искренне верим, то действие А, которое мы должны сделать больше не имеет под собой никакого смысла.

Мы выиграли свободу, но потеряли что-то еще.

После произведения Ницше «Бог умер»знаменитые философы, выступающие под знаменами экзистенциализма, особенно Жан-Поль Сартр, Альберт Камю и Сёрен Кьеркегор, утверждали, что в отсутствие такой высшей силы жизнь станет «абсурдной». Если нет «реальных» стандартов жизни, все, что мы говорим по этому поводу - это чистый произвол или, если хотите, претензия.

Двигаясь в этом направлении, мы должны принять, что для того, чтобы жизнь имела какой-либо смысл, критерии, по которым нужно жить, должны быть не человеческими, - это должны быть принципы, для которых мы не являемся авторами и которые каким-то образом имеют власть над нами.

Эпоха маний или одержимостей

Современная жизнь придумала свой собственный ответ на эту головоломку – это мании или одержимости. В наши дни мании, одержимости или навязчивые идеи (все эти определения практически определяют один и тот же феномен) дают нам жизненные цели и обязанности и являются причиной жить.

Не ошибетесь, если решите, что мы сейчас живем в эпоху маний. Успех без одержимости считается почти невозможным, например, Instagram полон маниакальных или одержимых людей, и даже наши хобби более похожи на мании, чем на неторопливую деятельность.

Когда вы одержимы, вы полностью в плену ваших мыслей и остаетесь в таком состоянии до тех пор, когда не начнете сами управлять мыслями.

Психологи определяет манию как «постоянную тревожную озабоченность идеей или чувством». В психиатрии навязчивые идеи являются «расстраивающими и нежелательными мыслями, образами и импульсами, которые постоянно повторяются».

Одержимый человек осознает свою неспособность контролировать определенные мысли. Мысли овладевают человеком и он чувствует, что они не зарождаются в нем, а овладевают им. Если вами завладела мания или одержимость, то цель вашего существования кажется более определенной, чем когда-либо. Более того, это случается не потому, что вы решили, что должны осуществить операцию A, а не B. Скорее случается, что кто-то приказывает переходить к операции А.

Именно эта нехватка контроля делает манию или одержимость идеей новым Богом.

Магия

В принципе, вы можете быть одержимы чем угодно - будь то писательство, живопись, выживание человечества, собирание марок и т.д.

Навязчивые идеи могут усилить любые устремления наличием чувства цели, обеспечив одержимостью чувство направления и в то же время скрывая скептицизм в отношении реальной ценности одержимости.

Не надо думать, что манией достигается устойчивое движение. Если навязчивые идеи являются причиной чувства цели, казалось бы, нам дается точка опоры в нашей жизни, но при этом как будто нам завязали глаза и накрепко приковали к чему-то.

Впрочем, это обычная ошибка смягчать бесперспективность существования одержимостью осуществления бессмысленных дел. Надо помнить, что смысл жизни - это не ослепление.

-3

Нахождение смысла

Проблемы возникают скорее не при создании ценностей, а возникают с восприятием ценностей.

Трудности образуются при поиске чего-то достаточно важного, о чем надо заботиться в первую очередь. Убеждать себя в том, что жизнь предназначена для той или иной цели похоже на безнадежную попытку одурачить самого себя. «Человек словно притворяется» - говорят в таком случае экзистенциалисты.

Немножко помощи

Мы уверены в том, что одержимость - это состояние бытия, в которое вы входите, потому что вы преследуете что-то ценное, а не само состояние бытия, которое делает объект ваших стремлений ценным.

Теперь, когда показано, что полезность нашего бытия больше не обеспечивается выполнением нашей роли в Божественной схеме, нет ничего более грандиозного, чем даровать смысл жизни навсегда и для всех.

В конце концов, нас делает людьми то, что мы можем дать жизни смысл. Нужно быть пассионарными, чтобы иметь чувство цели. Но обладать одержимостью недостаточно. Выбор с завязанными глазами не ликвидирует чувство бессмысленности. Скорее, чувство смысла требует привязки к тому, во что мы действительно верим, это делает нашу жизнь более значимой и позволяет стремиться к цели с тем же чувством уверенности, как это случилось с Моцартом, принявшим для себя причину жить.

Фальшивка?

Нет единого, универсального истинного ответа на вопрос о смысле жизни. Правильный ответ есть только лично для вас.

По мере того, как вы изменяетесь, ваша жизненная цель может также измениться. У жизни есть смысл только для вас, только здесь и сейчас. Это не означает, что ваши предыдущие ответы были ошибочными, это означает, что вы изменились и вам нужен новый образ жизни, чтобы следовать за сущностью жизни.

Философ Томас Хаксли (1825-1895) сказал:

«Цель жизни- это цель, которую мы вкладываем в нее. Жизнь имеет смысл для вас только в данный момент. Жизнь - это не кроссворд, с заранее оговоренным ответом. Загадка Вселенной требует множества ответов, лучшие ответы позволяют наиболее полно жить, худшие обрекают на частичную или полную смерть».

Опровержения экзистенциальных сомнений эффективны только индивидуально и только временно. Никто не собирается искать вечный ответ, раскрывающий наше место в мироздании, но это не значит, что мы не можем пытаться осмыслить эти вопросы.

Когда эти кричащие вопросы начинают стучаться в наше сознание, приходит время углубиться в себя и свою жизнь, заняться самопознанием и обновить свою картину реальности и снова задуматься над решением проблемы человеческого существования.

Понравился обзор?

Поддержи автора, поделись с друзьями