Вместе с Древнерусским государством развивалось и древнерусское право. Самым известным и крупным законом являлась Русская Правда.
Спорно и время, и место происхождения ее древнейшей части.
По времени некоторые авторы ее датируют аж VII веком. Но большинство относит ее создание к временам Ярослава Мудрого.
Что касается места создания, то летописи указывают на Новгород. Но есть мнение, что создана она была в Киеве.
До нас не дошел первоначальный текст Русской Правды. Она известна в нескольких редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной.
Краткая редакция — самая древняя. Во 2-й половине XI в. сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Святослав и Всеволод — переработали и дополнили первоначальный текст Русской Правды. Этот документ носит называние Правды Ярославичей. Объединение древнейшей Правды Ярослава, Правды Ярославичей и стало основой Краткой редакции Русской Правды.
Потом крупную переработку этого закона произвел Владимир Мономах. Результатом стала Пространная редакция Русской Правды.
Сокращенная редакция появляется в середине ХV в. из переработанной Пространной редакции.
Все редакции дошли до нас в составе рукописных летописей и юридических сборников.
Записанные в Русской Правде нормы уходят корнями к обычаям, существовавшим ранее у восточных славян. Это особенно видно по статьям, которые посвящены уголовному преследованию.
В древних обществах существовал принцип «кровной мести». Древняя Русь — не исключение. В «Русской Правде» мы встречаем этот принцип в первой же статье:
«Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет мстить, то 40 гривен за убитого».
Что можно сказать по этому поводу? Кровная месть существовала на Руси даже во времена Ярослава Мудрого. Однако, стоит отдать ему должное — он ввел штрафы за убийство и другие крупные злодеяния (поджог, кража). Эти меры были призваны не допустить массового самоуничтожения русичей.
В Правде Ярославичей суровость наказания ставилась в зависимость от статуса потерпевшего: за убийство дружинника или «свободного человека» наказание было более суровым, чем за убийство холопа или слуги.
«21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.
22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен».
Что касается расследования преступлений и судебного процесса, то Русская Правда знает очную ставку, дачу свидетельских показаний.
Еще было «гонение следа» при преследовании преступника (сейчас можно провести аналогию с расследованием «по горячим следам»).
Если след вел в некий дом, этого было достаточно для вынесения приговора. Владелец дома автоматически признавался виновным. Если след вел в земли крестьянской общины, то ответственность за преступление, совершенное одним из общинников, несла вся община.
Если расследование заходило в тупик, то к обвиняемому могли применять «ордалий», т. н. «Божий суд». Это было испытание, которое должен был пройти обвиняемый. Если он его проходил, то признавался невиновным.
Епископ Серапион по поводу обвинения в колдовстве велел:
«Вы же воду послухомъ постависте и глаголисте: аще утопати начнеть, неповинна есть; аще ли поплыветь Волхов есть».
Т. е. при испытании водой утонувший обвиняемый считался невиновным, что обосновывалось представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего нечистого.
Сохранились свидетельства, как в ходе водных ордалий жизни испытуемых, брошенных в воду страховали (иногда с привязанными к ногам руками). Например, обвязывали за пояс веревками, чтобы успеть вытащить начавшую тонуть жертву, которая отсутствием попыток выплыть доказывала свою невиновность.
Как видно уже из этих примеров, «Русская правда» была весьма архаическим документом. Но благодаря ему мы можем многое узнать об уровне развития общественного самосознания на Руси во времена раннего Средневековья.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Время и Право».