Что должно и чего не должно быть в коммунальной платежке? Как оспорить незаконные начисления за ЖКУ? Каков срок давности по такого рода делам? Об этом интервью “Рязанской областной газете” рассказал практикующий юрист Олег Попов, председатель рязанской ассоциации защиты прав потребителя «Человек». Приводим наиболее интересные из его разъяснений.
Что должно быть и чего не должно быть в коммунальной платежке?
Юристам в РЕАП «Человек» часто приходится видеть документы, по которым платят люди. Но они не являются бланками строгой отчётности. По сути, идёт массовое нарушение прав потребителей на представление полной и достоверной информации, путём выставления платёжных документов, не утверждённых Правительством РФ. К чему это приводит, вы сами догадываетесь.
Платёжные документы должны отвечать требованиям Приказа Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2014 года № 924 «Об утверждении примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг и методические рекомендации по её заполнению».
Поэтому требуйте, уважаемые потребители, заключение в письменном виде договора на предоставление коммунальных услуг, отвечающим требованиям Правил предоставления коммунальных услуг в редакции от 26.12.2016 года. В данный договор требуйте включать формулы, по которым вы будете проверять правильность объёмов и тарифов, применяемые управляющей компанией или ТСЖ. Также в этом договоре должны быть включены условия снижения оплаты при снижении качества или объёма, предоставляемой услуги. Например, если температура горячей воды ниже 40 градусов, то вы за неё должны платить как за холодную.
Проверка сумм в квитанциях за услуги ЖКХ: на что обратить внимание
… Общий срок исковой давности по данной категории дел три года. Вы можете смело проверить: есть ли у вас в квитанциях незаконная оплата за домофоны, коллективные антенны, шлагбаумы, кладовки, колясочные, утечки и т.д.
Если в квитанциях применяется терминология, которая отсутствует в Правилах предоставления коммунальных услуг, это говорит о том, что кто-то за счёт вашего незнания совершает незаконное обогащение. (Другими словами пока называть не будем, но это пока).
Что необходимо сделать в первую очередь? Например, вы считаете, что переплатили за домофон. Здесь надо знать следующее: домофон входит в общедомовое имущество, и за него с вас уже деньги взяли. Но когда оплата за домофон идёт отдельной графой, значит, по сути, вы платите вторично.
Если в досудебном порядке вам не вернули деньги за домофон, то вы можете в дальнейшем обращаться в суд и требовать эти деньги. Кроме того, будет взыскание в вашу пользу с этой организации штрафа в размере 50% от всех присуждённых сумм.
Предположим, вы насчитали переплату на 10 тысяч рублей, написали заявление об их возвращении в досудебном порядке, поставили максимальный 10-дневный срок, который установлен в Правилах о защите прав потребителей. Если в течение этого периода деньги не получены, вы смело должны обращаться за судебной защитой.
Данная категория дела освобождена от уплаты государственной пошлины, т.е. при обращении в суд пошлину вы не платите. До 50 тысяч рублей данная категория дел рассматривается мировыми судьями, если свыше, это дело уже для районных судов. Кроме того, вы вправе требовать компенсацию морального вреда за нарушение добровольного порядка удовлетворения ваших требований.
Возврат переплаты по коммуналке: случаи из практики
В 2017 году в нашей практике таких примеров было несколько. Мужчина, который проживает в однокомнатной квартире, самостоятельно произвёл расчёты и обнаружил, что переплатил более 10 тысяч рублей. Он предложил в досудебном порядке вернуть эти деньги, написав письменное заявление, но ему отказали. Мужчина не успокоился, он с нашей помощью обратился в суд. Решение суда было следующим: кроме вышеобозначенной суммы, взыскать компенсацию морального вреда и штраф за нарушение добровольного порядка удовлетворения его требований.
Также я хорошо помню ещё один пример, когда женщина-собственник подняла все свои квитанции, посчитала и выяснила, что ей должны более 28 тысяч рублей. Поэтому выбрасывать квитанции по квартплате ни в коем случае нельзя! Гражданка обратилась в управляющую компанию и потребовала вернуть эту сумму. А управляющая компания – это посредник между ресурсоснабжающей организацией и потребителем. Ведь ресурсоснабженец не является исполнителем коммунальных услуг, он лишь поставляет услугу, а посредник умышленно завышает тарифы, с целью (что греха таить) прикарманивать деньги простых граждан. Так вот, прикарманено было, повторюсь, более 28 тысяч рублей.
Предъявленная письменная претензия в досудебном порядке (подчеркну: в досудебном!) была удовлетворена, при условии, что женщина не рассказывает об этом никому: ни соседям, ни друзьям, ни родственникам.