Найти тему
Путь писателя

Две стороны литературной медали: макулатура VS качественный текст

Автор статьи - Филипп Хорват

Главред издательства «Астрель-СПб» Александр Прокопович на вопрос о распространённой проблеме современных авторов пишет следующее:

«1. Какая-то странная тяга описывать не само событие, а воспоминание о нем, или рассуждения по поводу. Причем события ярчайшие, но авторы старательно уводят их в тень. Не понимаю.

2. Связано с первым. Постоянно – автор придумывает замечательные вещи, но пишет не о том ярком и уникальном, а уходит в дремучую бытовуху».

За других авторов не скажу, но отмечу, исходя из своего опыта, – действительно интереснее и круче писать о событии как бы немного со стороны. Это позволяет переосмыслять его, препарировать с точки зрения вспоминающего, раскапывать какие-то глубины и обнаруживать подтекст. Всё это действительно увязывается нередко с бытовухой, которая должна подчёркивать реалистичность происходящего в самых фантастических вещах (сугубое имхо).

Это совершенно не значит, что нужно совсем забивать на экшн. Экшн тоже должен быть, но экшн просто двигает сюжет, позволяет автору очерчивать какие-то важные точки, контрапункты в повествовании, а вот смысл наполняется за счёт рассуждений и рефлексий по поводу некоторых экшн-точек.

Тут понятно, что Прокопович имеет в виду действительно авторов, которые хотя бы действительно выдают в результате более или менее качественный, проработанный и имеющий литературную ценность текст.

Тогда как есть же и обратная сторона медали, у той массы самиздатовской макулатуры, где даже реальный экшн растворяется в кислоте банальной графомании и откровенной глупости описываемого.

Литературная ценность всех книг про попаданцев равна примерно ценности букв в такой вот пачечке бумаг
Литературная ценность всех книг про попаданцев равна примерно ценности букв в такой вот пачечке бумаг

Приведу пример. Я полез на «Литрес» в самую гущу популярных авторов и тут же наткнулся на какого-то гуру отечественного попаданства, дальше цитирую из биографической справки – «один из наиболее продаваемых современных российских писателей, автор множества произведений, написанных в жанре исторических приключений и боевой фантастики».

Произведений действительно много, штук 50-60 в сериях с названиями, которые говорят сами за себя – «Погранец», «Ратибор», «Экстрасенс», «Атлант», «Они сражались за Родину», «Я из СМЕРШа», и все эти тексты продаюся в среднем за 150 рубликов. Судя по отзывам людей, – кто-то даже покупает сие.

Ну ладно, открываю первое попавшееся у «писателя», и дальше – просто у меня начинают кровиться глаза. Вот там экшн так экшн, – всего на трёх страницах автор успевает рассказать краткую историю взросления героя, который в результате, накушавшись дешёвого вина в компании с пролетариатом, засыпает под забором, а проснувшись… обнаруживает себе в прошлом. Всё, просто, бинго, не надо ничего объяснять, – выжрал вина, заснул похмельным сном, и ты уже в прошлом. Которое само по себе ад, поскольку там у этого «писателя» какая-то мешанина камзолов, сарафанов, стрельцов, сарафанов, топоров, бердышей и прочего откровенного гонева.

Трудился автор, буквы в слова, слова в предложения составлял.
Трудился автор, буквы в слова, слова в предложения составлял.

Вот так, господин Прокопович, вы уж простите-извините тех авторов, которые рефлексируют, прописывают в деталях сцены воспоминаний о событиях. Они хотя бы стараются, они хотя бы как-то прорабатывают сцены, пытаются выдать что-то интересное и оригинальное. Они думают и складывают свои тексты как паззлы нередко, вычитывая один и тот же абзац раз двадцать-тридцать.

Ведь с другой стороны самиздата вас готовы в радостных своих объятиях приютить творцы откровенной макулатуры, строчающие килотонны своих букв вообще даже не задумываясь и не парясь ни о чём. Ну правда, а чего там стараться, – непритязательный читатель и эту хрень схавает, и даже благодарный отзыв на Литресе состряпает.

Есть ли из этой ни разу не поучительный истории какой-то вывод? Не хочу скатываться в банальности, просто напишу, что, конечно же, честный, любящий русский язык и классику родной литературы автор никогда не позволит приклеить рядом со своим именем бирочку со словом «писатель», только потому что он научился быстро набирать на клавиатуре попаданскую хренотень. Да, возможно, такой человек будет обитать годами в дебрях вселенской тоски и фрустрации, сомневаясь в каждом написанном слове, не продав на том же «Литресе» ни единого текста, но уж он точно не унизиться до обезьяньего ремесленничества только потому, что люди готовы им платить за халтуру.

Если есть желание, - присылайте свои статьи по теме канала или рецензии (на заинтриговавшее вас кино или книги) на почту osadulin390@yandex.ru, и если оно подойдёт под наш формат, то мы опубликуем текст с указанием на авторство.
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество "Нетленка", там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.