Видимо вдохновившись необычными спортивными Ute-пикапами для активного отдыха Subaru Baja,
"придворная" тольяттинская компания "Лада-Тул" (известная как производитель пикапов ВАЗ-2329 на базе удлиненной "Нивы"
и мощных "десяток" ВАЗ-21106 с 2-х литровыми опелевскими движками, в 2004 году разработала новую модель — «Пилигрим». Это 4-дверый 5-местный пикап с передней частью кузова от ВАЗовской "десятки" и ходовой частью от "Нивы". Автомобиль получился достаточно гармоничным, и по своей концепции близким к типичным американским пикапам, чаще используемым не в качестве мини-грузовиков, а как комфортное транспортное средство для активного отдыха
Тольяттинская новинка представляет собой пока не товарный автомобиль, а лишь демонстрационно-ходовой шоу-кар. Она демонстрировала возможности конструкторской мысли тольяттинских инженеров. При общей схожести с концепцией другого подобного автомобиля, (о которых я так же ранее уже писал) «Тарзан»от фирмы "Лада-Консул", «Пилигрим» имеет ряд существенных отличий. Интегрированная в кузов рама "Пилигрима", в целом повышает жесткость конструкции автомобиля и является более прогрессивным решением в сравнении с обычной рамной конструкцией. В качестве основы для машины использовали кузов седана ВАЗ-2110, а не универсала ВАЗ-2111, как многим могло бы показаться. Применять последний не имело смысла, т.к. кормовую часть все равно приходилось бы отрезать. К тому же форма задней стойки седана более точно подходила для подобной машины. В результате к обрезанному кузову была приспособлена грузовая платформа, которую удалось точно соединить с общей формой «десятки». Существующие выштамповки на боковине нашли продолжение на абсолютно оригинальном задке. Спереди у автомобиля появились раздутые крылья, с тем, чтобы сочетание больших колес с кузовом было более гармоничным. Кстати, именно по причине использования внедорожной резины «Пилигрим», получившийся автомобиль приобрел такое же название.
Пилигрим, как известно, это странствующий монах и машина вполне соответствует своему названию. «Пилигрим» собственно и предназначен для вылазок на природу. Поэтому у автомобиля применены большие колеса с внедорожной резиной, обеспечивающие к тому же приличный дорожный просвет. Безусловно, конек «Пилигрима» — полноприводная трансмиссия. Создателям автомобиля агрегаты долго искать не пришлось. Необходимые узлы были заимствованы от «Нивы». Это касается также передней подвески и двигателя. Правда, последний был взят не от ВАЗ-21213 или ВАЗ-21214, а от 5-дверного ВАЗ-21312, из чего следует, что под капотом «Пилигрима» находится карбюраторный 1,8-литровый двигатель ВАЗ-2130, выдающий на гора 85 л.с.
По сравнению с «десяткой» снаряженная масса пикапа заметно увеличилась. Поэтому автомобилю потребовался более мощный мотор, который вместе с редуктором передней оси установлен на отдельных подушках и имеет оригинальное крепление на опорах от "классики", и схему крепления раздаточной коробки, аналогичную применяемой на "Шевроле-Ниве".
Стоит отметить, что сохрани «Пилигрим» несущий кузов подобный «десятки» автомобиль получился бы очень хлипким и не смог бы называться настоящим внедорожником. Конструкторам удалось соблюсти все необходимые принципы. В качестве силовой структуры в автомобиле использована рама, интегрированная с кузовом. Подобный метод в последние годы приобрел большую популярность в мире, тем самым «Пилигрим» можно считать весьма прогрессивным автомобилем. Хотя задняя рессорная подвеска от «Волги» несколько противоречит этому суждению, но нельзя забывать, что это внедорожник, приспособленный под перевозку 450 кг груза помимо пассажиров. Кстати, «Пилигрим» с горьковскими автомобилями объединяют не только рессоры, но еще задние фонари, заимствованные у «ГАЗели». Их использование продиктовано здравым смыслом : ертикальная светотехника, во-первых, хорошо контролируется едущими сзади автомобилями ;а во-вторых, позволила сделать откидывающийся борт максимально большого размера.
Посадка в этот автомобиль заметно отличается от «десяточной», причем, в положительную сторону. Интерьер «Пилигрима» представляет собой сочетание салонов ВАЗ-2110 и «Нивы». Проявление последней машины наблюдается между передними сиденьями, где расположились традиционные рычаги управления раздаточной коробки. В остальном отличий от «десятки» в салоне нет. Зато более высокая посадка, по ощущениям напоминающая «ГАЗель», качественно повлияла на обзорность. Помогают этому большие внешние зеркала. А легкость управления обеспечивает гидроусилитель ZF.
Кстати, нельзя не отметить одну особенность. Внутренняя отделка дверей полностью выполнена из пластика, что делает машину гораздо практичнее. И все же главная особенность «Пилигрима» кроется в грузовой платформе. Как мы отмечали ранее, она способна вместить багаж массой до 450 кг. Причем кузов полностью закрывается крышкой, удерживающейся в открытом состоянии с помощью газовых упоров. Задний борт, откидываясь, занимает горизонтальное положение, что позволяет перевозить длинномерные грузы
Если же багаж еще более крупный, то на этот счет у автомобиля предусмотрен демонтаж спинки заднего сиденья. Неплохим дополнением также служит фонарь, который будет очень кстати в темное время суток. Ведь грузовую платформу можно использовать на природе в качестве спальной комнаты. В тесноте, зато комары не будут кусать. Тем самым «Пилигрим» является неплохим подспорьем палатке.
Далее для полноты картины как машина вела себя за рулем, прилагаю статью с тест-драйвом единственного прототипа журналом "За рулем" от 1 марта 2004 года —
По святым местам
Шасси «Нивы» оказалось весьма подходящим для развития темы полноприводников. Сектор этих автомобилей сразу разделился на два направления. Первое началось с рабочей лошадки — рамного пикапа «Бизон», детища станции техобслуживания «Восточное кольцо». Второе открыла «Мега-Лада», представив подобный пикап в облагороженном виде: «Черный принц» хоть и сорвал аплодисменты на Московском автосалоне в 1996 году, но тираж так и не обрел.
Позже, с выходом в свет пятидверной «Нивы», в первом русле появился пикап на ее платформе, со временем ставший известным всем ВАЗ-2329. Второе направление ответило серией «тарзанов» — сначала с кузовами «Самары», а затем «десятки». Впрочем, эти дорогие машины массовыми не стали и нашли свое место в дорожной службе Самарской губернии.
Массовыми оказались полурамные грузовички (продолжение линии «Бизона») для перевозки мелких партий товаров. А машиной для любителей активного отдыха стал, в основном, пикап ВАЗ-2329. Альтернативой им может быть «Пилигрим».
КОНСТРУКТОР
Основа этого автомобиля — мощная рама в комплекте с силовым агрегатом, «раздаткой» и мостами «Нивы» и задней подвеской «Волги». Мотор, кстати, самый большой из вазовских — карбюраторный 2130 рабочим объемом 1,8 литра, знакомый по мини-вэну («двадцатке») или пятидверной «Ниве», а кузов — от «десятки».
Примечательно, что это не передняя его половинка (традиционный прием при создании пикапов), а более чем две трети, то есть передок и салон. По сути, у седана отрезали багажник и на его место водрузили объемистый кузов, согласовав архитектуру бортов с боковиной «десятки». Поэтому у «Пилигрима», в отличие от всех предыдущих пикапов, не только пять полноценных мест, но и четыре нормальные двери! Получился седан с огромным багажником и внешностью пикапа или, если хотите, пикап с внешностью седана. Ведь герметичная крышка с газовыми упорами и замком, отпираемым с места водителя, — по сути, багажник. И вряд ли кто-нибудь надумает использовать его в качестве грузовика.
Салон у пикапа практически «десятый». Место водителя отличается лишь более высоким рычагом коробки передач да двумя дополнительными рычажками для управления «раздаткой», притаившимися между подушками передних сидений.
Задним пассажирам досталась более вертикальная спинка сиденья. За этим изменением кроется маленькая хитрость. Спинку можно поднять (в ее верхней части для этого есть петли-шарниры) — получится люк в задней части салона. В итоге длина «грузовой платформы» превысит два метра! А если откинуть еще и задний борт, то места хватит и для трехметровых длинномеров.
ЗА РУЛЕМ «Что за машина, сколько стоит, кто ее делает, где купить?» — всех, кто нам встретился в поездке, интересовали одни и те же вопросы. Наши наблюдения таковы. Без привычки несколько неудобно садиться за руль. В обычную «десятку» проникаешь, двигаясь вбок-вниз, а здесь — вбок-вверх. И все бы ничего, даже широкая подножка в этом помогает, но голову лучше поберечь — ею задеваешь верхнюю часть проема. Развитые (высокие) валики боковой поддержки у подушек сидений ограничивают пространство для входа и выхода. На ходу впечатления весьма приятные. Тяговитый мотор позволяет ехать в любом темпе — и степенно, и вполне динамично. Легкий руль (гидроусилитель!) снимает проблемы при маневрировании. Разве что радиус поворота великоват, но это — дань трехметровой базе. Подвеска весьма комфортабельная, пикап и его пассажиры практически не замечают мелких неровностей на дороге, но очевидно, что в этом немалая заслуга больших мягких покрышек. Даже с минимальной загрузкой задняя рессорная подвеска не кажется жесткой. Конечно, бездорожье нашему «Пилигриму» не по зубам. Полный привод и пониженный ряд в трансмиссии не делают его выдающимся вездеходом. Большая база и низко расположенные трубы впереди и сзади — явные ограничители геометрической проходимости. Реально особенности этой машины позволяют уверенно двигаться по любым дорогам, независимо от их покрытия и состояния, в том числе и в зимнее время. Зато полный привод и большие колеса дадут заехать в понравившийся лесок или подобраться к приглянувшемуся водоему. И все это в комфортабельном салоне «десятки» с необъятным багажником. В него, объемом не менее кубометра (!), войдут и палатка, и складная мебель, и разные снасти, и припасы, и солидный запас горючего. Хватит места для складной или надувной лодки вместе с мотором или акваланга. Наверняка, рыбаки-охотники и просто любители природы будут в восторге от этого автомобиля — если, конечно, он пойдет в серию.
А этого конечно, как часто бывает в нашей авто промышленности, не случилось. Хотя многие с удовольствием купили бы подобный интересный и практичный автомобиль.
После долгого простоя единственный созданный «ЛАДА Пилигрим», был перекрашен и участвовал в автопробеге "Русский прорыв" стартовавшем 4-го января 2007 года на Васильевском спуске, это был первый в мире автопробег по маршруту: Россия — Белоруссия — Польша — Чехия — Германия — Франция — Андорра — Испания — Марокко — Западная Сахара — Мавритания — Сенегал — Мали — Буркина-Фасо — Того — Бенин — Нигерия — Камерун
Где сегодня машина и что с ней, не известно.