Найти в Дзене
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

ОБ ИСТИННОМ ДРУГЕ

Дружба большинства людей — это всего лишь прелюдия предательства. Дружба людей, послушных Совести, это вечная и несокрушимая опора.

1

Аристотель в Никомаховой этике пишет о том, что при извращённых государственных устройствах дружба возможна лишь в очень малой мере, а при наихудших извращениях власти — тирании — дружба невозможна совсем или мало возможна. Но чем правление демократичней, тем более возможной делается дружба между людьми.

Но это грубейшая внутренняя ошибка. Ибо во всех рассуждениях о дружбе Аристотель обозначает этим словом как истинную дружбу, так целый ряд разнообразных взаимовыгодных и взаимополезных отношений, которые к истиной дружбе никакого отношения не имеют.

А то, что всевозможные преграды, в том числе и государственные устройства различного типа — хоть тиранические, хоть демократические — всегда испытывали и испытывают истинную дружбу, это естественно, ибо всё истинное должно быть испытано, проверено, осознанно и принято без всяких сомнений в его подлинности. А всё ложное должно быть отсеяно и растворено в пространстве и времени бытия.

То, что всякого рода тирании — политические, психические, материально-физические, денежно-торговые, моральные и проч., — разрушают тысячи ложных дружеских связей — это не удивительно, ибо ложная дружба не способна на жертвы и потому рано или поздно распадается, а истинная немыслима без жертв. Чтобы думать о друге, необходимо забывать о себе. Забывать же о себе можно лишь в том случае, если о нас помнит кто-то другой, если кто-то другой и морально и материально поддерживает нас и восполняет наши телесные, духовные и душевные жертвы. Лишь надеясь на помощь и поддержку кого-то другого и не сомневаясь в ней, можно быть истинным другом. Надеяться на помощь, поддержку и восполнения от самого друга невозможно, так как в его руках не может всегда оказываться то, чтó мы теряем в трудах и жертвоприношениях. Для этого необходим ни от кого независимый Вечный Источник. И поэтому, пока мы не имеем связи с Этим Источником, который, кстати сказать, внимательно следит за количеством и качеством наших трудов и жертв, мы не можем быть другом никому: мы или погибнем или на грани жизни и смерти выберем сохранение своей жизни, а не жизни друга, что совершенно естественно и даже необходимо, ибо Источнику не нужна верность без опоры на Него, да она и невозможна.

В условиях тираний, деспотизма и репрессивных порядков тысячи людей от страха за свою жизнь вынуждены из, казалось бы, прекрасных друзей превращаться буквально в предателей или полупредателей, ибо ни одна власть мира сего — ни внешняя, ни внутренняя[*] — не поддерживает дружбу, а лишь извращает, угнетает и разрушает её. Закон всех тираний гласит: «Разделяй и властвуй». Закон Божественной Власти провещает: «Объединяйтесь, да будут все едино». Все тираны всегда боялись дружбы, взаимопомощи, самоотверженности, единства людей. Бог всегда только и умолял людей надеяться на Бога и дружить, помогая друг другу, жертвуя собой, не жалея себя, не предавая друг друга. Поэтому человек, который панически боится стать предателем или уже стал им и не знает, кáк ему жить дальше, должен сменить власть над собой и от власти тиранической, продажной или безумной обратиться к Власти Божественной, Справедливой и Любящей, чтобы Она помогла ему вырваться из-под гнёта всех внешних и внутренних властей мира сего и стать истинным другом для всех.

Для Власти Божественной, Справедливой и Разумной дружба — есть цель, а не средство. Для власти тиранической, несправедливой и безумной дружба есть средство, с помощью которого она достигает своих целей, после чего отбрасывает дружбу за ненадобностью.

Человек не может быть вечным другом до тех пор, пока не знает о существовании Вечной власти, пока не испытал на себе её поддержки и покровительства. Таким образом, каждый человек, не знающий Вечной, Божественной Власти, может быть лишь временным другом, другом до того предела, который определила ему владеющая им внешняя или внутренняя власть.

Тот, кого угнетает сознание ограниченности, временности, непрочности его дружбы, должен понимать, что для вечной дружбы нужна вечная опора, вечное покровительство и вечная власть.

Всё истинно прекрасное поддерживается Свыше. Сниже поддерживается только выгодное. Если мы не хотим быть рабами выгодного, а хотим стать служителями прекрасного, мы должны стать подданными Иного Правительства, гражданами Иного Отечества, Которое не от мира сего.

[*] Внутренняя власть, тиранящая человека — это сборище его пороков, страстей, привычек, страхов и проч., рядом с которыми даже мыслям о выгоде трудно ужиться, не говоря уже об истинной дружбе.