НАТО расширяет военное присутствие в Арктике. Американские и российские атомные подводные лодки играют в кошки-мышки в северных морях, а морпехи США готовится к зиме и учатся воевать на холоде. Напряжение растет, при том, что еще не устранены последствия прошлого витка холодной войны в Арктике, которые грозят большой экологической катастрофой.
Морские пехотинцы США в Норвегии приступили к подготовке к потенциальным боям с военнослужащими из России в северных условиях. Отмечается, что морской корпус не сражался в холодном климате со времен корейской войны почти 70 лет назад. На холоде американским военнослужащим все дается с трудом. Командование заявляет, что боевые действия в таком климате приведут к большим потерям, чем аналогичные операции в жарких пустынях Ближнего Востока. Вместе с этим генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, признавая преимущество России в регионе, призвал снизить напряженность и добавил, что даже во времена холодной войны нашим странам удавалось мирно сосуществовать в Арктике, впрочем, здесь он несколько лукавит.
Уже в 60-е годы на территории Гренландии американцы построили военную базу, ставшей стартовой площадкой проекта «ледяной червь». По замыслу Пентагона, в ледяном щите острова планировалось построить систему тоннелей длиной около 4000 километров и разместить в ней около 600 ядерных ракет, которые в случае войны могли бы достичь территории СССР. Сами же они должны были стать неуязвимыми для советских ударов из-за скрытого расположения. Американцы успели прорыть 3000 километров тоннелей и устроить там целый подлёдный город со своими кинотеатрами, парикмахерскими и даже часовней для военнослужащих. В качестве источника электропитания применялись дизельгенераторы и даже мобильная атомная электростанция. К счастью, проект так и не был доведён до конца. Из-за раздолбайства американских инженеров, которые допустили массу ошибок в расчетах, база оказалась не пригодна для использования в условиях движения ледника. Рушились тоннели и перегородки, что сделало размещение ядерного оружия чрезвычайно опасным. В итоге, атомная станция была заглушена, люди срочно эвакуированы, а проект попросту забросили.
Про историю этого проекта можно было бы и не вспоминать, если бы не таяние арктических льдов. Он тает быстрее, чем рассчитывали американцы и грозит обернуться экологической катастрофой. Дело в том, что вывозом радиоактивных отходов с базы никто не озаботился. В результате, вместе с тающим льдом, в экосистему может проникнуть около 200 тысяч литров дизельтоплива, столько же сточных вод, неизвестное количество радиоактивного хладогента и токсичных органических загрязнителей. При этом планов по ликвидации свалки у американцев по-прежнему нет, а исследователи утверждают, что через несколько десятилетий остановить процесс загрязнения будет уже невозможно.
Впрочем, справедливости ради, отметим что и СССР во время противостояния успел намусорить в Арктике, хотя и не такими угрожающими способами. Но в отличие от США, Россия в последние годы ведет генеральную уборку в Арктике, тратя большие средства на вывоз копившиеся там десятилетиями мусора и хлама. Только с 2012 по 2015 год нами было вывезено 42 тысячи тонн отходов и проведена техническая рекультивация 349 гектар загрязненных земель.
В наши дни мы видим, что милитаризации Арктики вновь нарастает. Из-за таяния льдов оголяется протяженная северная граница России, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы стремительно наращиваем военное присутствие на своей земле. Разворачиваем строительство новых военных баз, аэродромов, радиолокационных станций; закладываем новые ледоколы и подводные лодки. Все это вызывает сильнейший зуд у западных коллег, которые под новые рассказы о русской угрозе выбивают друг у друга военные бюджеты и учатся воевать на холоде. Хотим мы этого или нет, но Арктика будет привлекать все больше внимания, а вот станет ли она ареной боевых действий или источником экологической катастрофы зависит целиком от благоразумия всех участников этого противостояния