Найти тему
CONSERVATOR

«Скала Раздора» в тени британской короны

«Скала раздора» вновь сотряслась от грома испано-британских разногласий. Лондон намерен сохранить контроль над Гибралтаром после выхода, в то время как Евросоюз не собирается так просто отпускать Гибралтар. Подобные перетягивания спорной территории может выйти далеко за рамки политических спекуляций и торга. Великобритания не собирается отдавать столь важный геополитический форпост, Испания не собирается упускать шанс заполучить эти приморские земли в суете Brexit.

Обращаясь к истории, стоит отметить, что Гибралтар традиционно являлся своеобразным тупиком испано-британских отношений. Гордые гибралтарцы, тем не менее, осознают себя именно заморской частью Великобритании, не обращая внимание на уничижительный статус «последней колонии Европы», распространенный в испанской прессе. Приверженность королеве доказывается сухими беспрекословными цифрами.
Так, на референдуме 2002 года 98,97% гибралтарцев высказались за сохранение статус-кво и лишь 1,03% — за совместное управление территорией Испанией и Британией. Кроме того, легитимность короны здесь в буквальном смысле опирается на полудиких обезьян – маготов. По местному поверью, Гибралтар будет британским до тех пор, пока жива хоть одна обезьяна, а их там, поверьте, не мало.

Однако Мадрид не намерен терпеливо считать экзотических животных. На недавнем референдуме Brexit поддержали лишь 4,1% гибралтарцев. Именно поэтому испанцы апеллируют к невозможности выхода Гибралтара из ЕС вслед за Лондоном. Напряженные отношения Брюсселя с Великобританией – очевидный шанс на получение широкой европейской поддержки в данном территориальном споре. Мадрид периодически осложняет пропускной режим с Гибралтаром. Вероятно по-прежнему дает о себе знать обида за некогда утраченные живописные земли. Вот уже 300 лет Британия держится за этот клочок суши на границе двух континентов. Захватив Гибралтар на фоне ослабления династии Габсбургов и войны за испанское наследство, Лондон установил свою власть над данными территориями, вовсе не собираясь оттуда когда-либо уходить. Тем более, не собирается он уходить из лихорадочного Евросоюза, не прихватив свое почтенное наследство.

И все-таки конфликт вокруг Гибралтара может перерасти в нечто более серьезное, чем просто острую дискуссию при переговорах по Brexit. По мнению испанцев, налоговой режим британской территории «непрозрачен», это бьет по их и без того не самой крепкой экономике. Да и сам колониальный статус территории, по убеждению евробюрократии, является нонсенсом для двадцать первого столетия. Лондон же открыто дал понять, что не собирается рассматривать собственные территории в качестве разменной монеты. Так, министр обороны Великобритании Майкл Фаллон в интервью ВВС заявил, что его страна сделает все, для того, чтобы защитить суверенитет Гибралтара. Просто слова, но все мы помним историю Маргарет Тэтчер и Фолклендских островов. Надо понимать, что Гибралтар куда важнее фолклендов и применение силы будет выглядеть в глазах британцев весьма оправдано. Примерно об этом на днях говорил бывший лидер Консервативной партии лорд Майкл Ховард. Примерно об этом новости о применении оружия британским сторожевым катером в отношении испанского. Примерно об этом новости об ужесточении контроля на границе.