Найти тему
Гараж Автоклассика

КАЗ - 606. Страшнее волка или рыси – автомобиль из Кутаиси

Колхида. Сейчас это древнегреческое название Закавказского восточного побережья Черного моря мало о чем скажет читателю, а вот шофёры- «аксакалы», колесившие по дорогам во времена СССР это название вспомнят сразу, вспомнят с иронией и с улыбкой. «Колхида», такое красивое название было у автомобиля КАЗ 606, первого советского бескапотного грузовика.

Недавно я писал про МАЗ 500, в посте отметил, что МАЗ был не первым советским бескапотником, первенство действительно было за «Колхидой», МАЗ появился спустя четыре года после того, как с конвейера в грузинском городе Кутаиси начал сходить «подгорный тягач». Некоторые поговаривают, что прямо с конвейера он сходил уже на буксире…

-2

«Колхида» действительно была не самой удачной разработкой советского автопрома, впрочем, как не самой удачной идеей было вообще строить автомобилестроительный завод в регионе, славившимся своим прекрасным виноделием. Первое время завод выпускал самосвалы на базе грузовика ЗИЛ-150, а в последствие и ЗИЛ-164, собиравшегося там же, в Кутаиси из комплектующих, поставляемых из Москвы, без конструктивных изменений. КАЗ – 606 был уже собственной разработкой кутаисских инженеров.

За основу был взят всё тот же ЗИЛ-164, узлы и агрегаты которого заводчанам были хорошо знакомы, а вот компоновку поменяли. Кабина оказалась над двигателем. Кабина была очень стильной для своего времени, со спальником (впервые в СССР), тут надо отдать должное грузинским инженерам, подсмотревшим дизайн у Skoda 706RT, тогдашнего предела мечтаний советского дальнобойщика. Очень уж сходны кабины, но у «Колхиды» был серьёзный недостаток – кабина не откидывалась, доступ к двигателю был прямо изнутри, со всеми сопутствующими неприятностями – неудобством в обслуживании, ремонте, и постоянном проникновении выхлопа в кабину через неплотно прилегавшие кожухи. Впрочем, во время модернизации, через несколько лет тягача кабину сделали откидной, не меняя особо её дизайна, но все остальные недостатки машины сохранились.

-3

-4

Хорошо, что грузинские конструкторы делали внешний облик грузовика, впечатлившись чешским грузовиком. Первоначально «КАЗ» выглядел так, что его внезапное появление из-за поворота, например, могло вызвать у людей испуг и заикание.

Изначальный вариант внешнего вида вселяет страх
Изначальный вариант внешнего вида вселяет страх

Предсерийный образец не сильно отличается от серийного, в окончательном варианте кабины фары переедут вниз.
Предсерийный образец не сильно отличается от серийного, в окончательном варианте кабины фары переедут вниз.

Skoda 706RT
Skoda 706RT

Изначально планировался выпуск седельного тягача и бортового грузовика на платформе КАЗ – 606, но поскольку в СССР наблюдался острый дефицит седельных тягачей, а бортовые грузовики выпускались несколькими заводами, все силы грузинского предприятия были брошены на производство седельного тягача. Двигатель, доставшийся «по наследству» от ЗИЛа, 6-цилинтровый рядный 5.5 литровый бензиновый ЗИЛ-157КЯ , мощностью около 110 л/с был для седельного тягача с далеко не самой обтекаемой кабиной очень слабым силовым агрегатом, едва разгонявшем автопоезд до 55 км/час при идеальных безветренных условиях на ровной местности. Заявленная максимальная скорость у машины была 65 км/час, что даже по тем временам считалось мало. Что бы машина хоть как-то ехала, двигатель большую часть времени приходилось крутить на максимальных оборотах, из-за чего тот перегревался и быстро истощал свой ресурс. Поэтому одним из многочисленных язвительных прозвищ в шоферской среде для «Колхиды» стало – «подгорный тягач», хорошо ехал только с горы и при попутном ветре. Расход бензина составлял в среднем 50 литров на 100 км, и хоть в те времена бензин был почти бесплатным, но объем топливного бака в 210 литров, при таком расходе требовал частого его пополнения.

-8

Ни у одного советского грузовика не было стольких обидных прозвищ как у «Колхиды». «Жаба», «цирковая лошадь», «грузинский трактор», «гордость Грузии — слёзы России». Ба что там прозвища, этой машине шоферская лирика посвящала частушки - «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на „КАЗе“ не работал, тот не знает горя», «Страшнее волка или рыси — автомобиль из Кутаиси», «Курица не птица — Колхида не тягач». Машина стала героем грустных анекдотов: «Если двигатель получался настолько плох что его стыдно было отправлять в запчасти — его отправляли в Кутаиси», «Мы автомобиль делали мандарины с гор возить, а вы в гору, да кирпич – сказали грузины, увидевшие как на стройке «Колхида» безуспешно пытается затянуть на бугор прицеп с кирпичом». «Колхиде» еще повезло, что в те времена не было интернета и мемов, по их количеству она бы точно вырвалась вперед многих машин, даже «Запорожца».

-9

Помимо слабого двигателя, машину отличало и отвратительное качество сборки и комплектующих. Всё что могло сломаться в машине – ломалось, впрочем, и то что не могло – тоже ломалось. Низкая культура производства и тотальное воровство, поговаривали, что на заводе даже проходная не использовалась, после смены сторожа просто открывали ворота, и каждый нёс с завода всё, что мог унести, не способствовали высокому качеству продукции. Первый «удар Колхиды» принимали н себя водители – перегонщики, ведь не всегда новую машину удавалось даже завести с первого раза. Шоферская история помнит случай, когда поднятая для осмотра двигателя кабина грузовика попросту отвалилась от рамы. Бывали случаи, когда кабина и на ходу откидывалась. Большая площадь остекления и ужасного качества уплотнители стёкол делали кабину даже поздних выпусков, без доступа к двигателю из неё – негерметичной.

-10

Автомобиль выпускался с 1961 по 1968 год, но практически сразу после начала выпуска конструкторы кутаисского завода начали работать над его модернизацией, на основе агрегатов появившегося тогда нового ЗИЛ-130. Модернизированная в 1963году «Колхида» получила даже новый индекс – КАЗ608, но были проблемы с поставками нового 8-цилиндрового двигателя ЗИЛ-130Я5, в первую очередь им комплектовались ЗИЛы, излишков не было, и поэтому новый двигатель «Колхида» получила аж в 1967году.

Небольшой сюжет из фильма "Единственная", сценка слегка отображающая отношение водителей к "подгорному тягачу"

В основном машина работала в паре с бортовым полуприцепом на 10.5 тонны, изотермическим полуприцепом, но были и необычные варианты применения в качестве аэродромной техники – полуприцепа для транспортировки пассажиров к самолёту, аэродромного самоходного лифта, топливозаправщика.

-11

-12

-13

В автобазах немощные седельные тягачи в ходе ремонтов переделывали в бортовые грузовики. Первый, и единственный раз, когда я видел эту машину «в металле», был догнивающий на задворках одной из автобаз фургон кустарного изготовления. На ходу я их ни разу не встречал, хотя даже более старые ЗИЛы и ГАЗ-51 еще вполне бодро бегали по дорогам в конце 80-х. Точное количество выпущенных машин 606 модели и дорестайлинговых 608-х мне не известно.

Все фото взяты из открытых источников.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua