Найти в Дзене
Русский странник

Что формировало русский характер

Оглавление

Менталитет наших предков, которые в подавляющем своём большинстве были крестьянами, формировался прежде всего под влиянием христианского мировоззрения, особенностей ведения сельского хозяйства в условиях среднерусского климата и рискованного земледелия, а также общинного уклада жизни.

И. Репин "Бурлаки на Волге" 1873 год
И. Репин "Бурлаки на Волге" 1873 год

Христианство

Как известно, культура – душа народа. Тысячу лет в центре русской культуры сиял Лик Христа, и быт наших предков во всех сферах пропитан христианством. Они жили по церковному календарю, учились грамоте по духовным книгам, Евангелие лежало в основе русского миросозерцания, а главным жизненным ориентиром было искание Божией правды, что стало лейтмотивом русской классической литературы.

Французский политик и дипломат, посол Франции в России с 1914 по 1917 год года Жорж Морис Палеолог отмечал: «Религиозное сознание русских имеет свои источником исключительно евангельские заветы. Христианское понимание греха и раскаяния живет в душах самых ужасных преступников. Почти всегда после высшего напряжения воли и разрядов энергии, этих спутников преступления, у русских наступает внутреннее крушение. Опустив голову, с потухшим взором и нахмуренным лицом, русский человек впадает в мучительное отчаяние, в нем начинается тяжелый внутренний процесс. Вскоре отчаяние, стыд и раскаяние, неотразимое стремление принести повинную и искупить свой грех совершенно одолевают им. Он кладет поклоны перед иконой и отчаянно взывает ко Христу. Душевное состояние его можно охарактеризовать словами Паскаля: «Бог прощает всякого, в чьей душе живет раскаяние».

Современник Палеолога британский писатель и разведчик Сомерсет Моэм, также живший во время первой мировой войны в России, отмечал следующее: «Тот, кто соприкоснется с русской жизнью или русской литературой, не может не заметить того огромного места, которое занимает в них чувство греха. Русский человек не только постоянно говорит вам, что он грешник, но он, по-видимому, и чувствует это и страдает от неутихающих угрызений совести. Это любопытный штрих, и я пытался разобраться в нем. …Русские воистину отягощены этим бременем, и будут каяться, в рубище и пепле, с рыданиями и жалобами из-за проступка, кото­рый нисколько не обеспокоил бы наше менее чувствительное сознание».

И. Глазунов "Вечная Россия  (Сто веков)" 1988 год
И. Глазунов "Вечная Россия (Сто веков)" 1988 год

Климат и зона рискованного земледелия

Советский и российский историк, академик РАН, профессор исторического факультета МГУ Леонид Милов в своей фундаментальной монографии «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» подчёркивал, что русский национальный характер во многом сформирован особенностями ведения сельского хозяйства в условиях среднерусского климата, которые предполагали чудовищное напряжение сил коротким летом и низкую активность долгой зимой.

Худые малоплодородные почвы Нечерноземья и зона "деградированных черноземов" в бассейне среднего и нижнего течения Оки требовали тщательной и многократной обработки полей. В то же время короткий сельскохозяйственный сезон, длившийся с начала мая по конец сентября (примерно 100 рабочих дней, не считая сенокоса и обмолота снопов) исключал получение необходимого и прибавочного продукта.

Скоротечность рабочего земледельческого сезона требовала почти круглосуточной тяжелой и быстрой физической работы. Столь жёсткие условия веками формировали в русском крестьянстве свойства трудолюбия и быстроты в работе, способность к наивысшему напряжению физических и моральных сил. Неслучайно наши предки период весенне-летних работ называли «страдой», «страдной порой», то есть периодом физических страданий: «где пахарь плачет, там жнея скачет», «день летний год кормит», «не сможешь — не осилишь, не надорвешься — не поможешь».

В то же время судьба даже минимального урожая полностью зависела от погоды. Частые неурожаи в крайне неблагоприятных условиях земледелия сводили на нет результаты тяжелого, надрывного крестьянского труда. Всё это перекликалось с глубокой религиозностью наших предков, которые были уверены: труд — трудом, но главное зависит от Бога.

Отсюда народные пословицы: «Бог не родит, и земля не дает», «Бог народит, так и счастьем наделит», «Бог полюбит, так не погубит», «не конь везет, Бог несет», «даст Бог день, даст Бог и пищу», «человек гадает, а Бог совершает», «все от Бога. Всяческим от творца»…

С другой стороны, тяжелейшая доля труженика в столь неблагоприятной среде нередко оборачивалась пассивным отношением к своему собственному хозяйству, безразличием к удручающей перспективе своей собственной жизни и жизни членов своей семьи. Как следствие, это порождало в русском характере такие качества, как небрежность в работе, отсутствие пунктуальности и тщательности, а также пассивное упование на пресловутое "авось"...

 Г. Ладыженский   "Пахарь" 1885 год
Г. Ладыженский "Пахарь" 1885 год

Общинный уклад жизни

В тяжких природно-климатических условиях община для русского крестьянства стала нормой социальной организации. Поэтому тип нашей ментальности веками формировался под влиянием главенства «общественного» над «частным». Ведь даже в сравнительно поздний период истории индивидуальное крестьянское хозяйство было слишком неустойчивым.

«В земледельческом обществе со слабым разделением труда климатические невзгоды грозили не просто обеднением землепашца, а его полным разорением, - писал академик Милов. - В этих условиях помощь крестьянского мира, помощь общины имела громадное значение для поддержки жизнедеятельности индивидуального крестьянского хозяйства. Пожалуй, наряду с такими производными качествами, как доброта, отзывчивость, готовность к самопожертвованию, долготерпение, трудолюбие, отчаянная храбрость и коллективизм, она на протяжении столетий составляла главную особенность русского менталитета и главную черту национального характера».
Русский философ, доктор Оксфордского университета Николай Зёрнов писал: «Русская жизнь была насквозь проникнута идеей единой семьи... Не случайно и царя на Руси исконно называли Отцом; глубоко в на­родное сознание вошло убеждение в равенстве и взаимной ответственности всех детей великой России-матери»…

Нельзя не учитывать, что родовое самосознание наших предков исторически формировалось под влиянием постоянных внешних угроз, начиная с многолетнего ордынского ига и кончая многократной военной экспансией со стороны сопредельных европейских государств.

Почему в России крепостное право было вынужденной мерой читайте здесь.

В. Васнецов "Богатыри" 1898
В. Васнецов "Богатыри" 1898