Найти тему
Aeronautica

Исландия собирается стать Дубаем для трансатлантических полётов

Оглавление

В Исландии ускоряется гонка за лидерство между полносервисным национальным авиаперевозчиком Icelandair (FI) и гибридной авиакомпанией WOW Air (WW).

1 марта первая уже получила новейший Boeing 737 MAX 8 напрямую из Рентона, штат Вашингтон, со сборочного предприятия американского производителя.

Вторая же ещё в прошлом году обзавелась последней европейской новинкой - Airbus A321neo с двигателями CFM LEAP-1A - и стоит в очереди на широкофюзеляжное обновление A330-900.

Где в островной стране с единственным большим аэропортом - Кеблавик (KEF) - собираются развиваться два крупных перевозчика и кому они при населении Исландии в 330 тысяч человек будут продавать билеты?

Первый Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Icelandair
Первый Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Icelandair

Трансатлантические перелёты с длинной пересадкой

Основа бизнеса Icelandair — стыковочные маршруты через Кеблавик между Северной Америкой и Европой. Эти же пассажиры поддерживают и туристическую отрасль Исландии: около трети из них выбирают удлинённую пересадку и посещают основные достопримечательности страны.

Пока, конечно, исландцам очень далеко до авиационных проектов арабских шейхов с их сотнями широкофюзеляжных самолётов. Но трансатлантический трафик настолько велик, что даже пока собирая его крохи в маленькой стране развилась весьма мощная авиационная отрасль.

Карта маршрутной сети авиакомпании Icelandair
Карта маршрутной сети авиакомпании Icelandair

На большинстве европейских направлений Icelandair использует узкофюзеляжные Boeing 757-200, которые компания покупала на вторичном рынке. Причём часть самолётов летала даже в России - до тех пор, пока не оказывалась слишком старой для российских перевозчиков. Так, исландцы используют отремонтированные экземпляры после I-Fly (H5) или закрывшейся Трансаэро (UN).

В итоге, средний возраст парка Boeing 757-200 приближается к 23 годам.

19-летний Boeing 757-256WL, ранее использовавшийся авиакомпанией I-Fly
19-летний Boeing 757-256WL, ранее использовавшийся авиакомпанией I-Fly

Низкая цена приобретения оборачивается высокими эксплуатационными расходами и неудовлетворительным по современным меркам показателям оборачиваемости самолётов, что не может не сказаться на конкурентоспособности бизнеса. Пока бороться приходилось лишь с иностранцами, схема себя оправдывала, но когда конкурент родился рядом, в том же базовом аэропорту, флагману пришлось вложиться в новинки.

Всего было заказано девять единиц MAX 8 и семь более вместительных MAX 9.

В салоне первого прибывшего самолёта установлено 13 кресел бизнес класса, 12 кресел премиального и 126 кресел базового эконом классов.

Boeing 737 MAX 9, рендер
Boeing 737 MAX 9, рендер

Быстрый рост оказывается слишком медленным

Компании группы Icelandair показывают устойчивый рост пассажиропотока на протяжении последних десяти лет: если в 2008 году было перевезено 1,5 миллиона человек, то в 2017-м уже 4,04 миллиона.

Но для сохранения лидирующих позиций в стране этого вскоре может оказаться недостаточно. Причина — агрессивная экспансия харизматичного 49-летнего авиатора Скули Моргенсена (Skúli Mogensen). Основав в 2011 году компанию WOW Air, он сумел увлечь инвесторов идеей более качественного воплощения бизнес-модели ровно в то же время банкротившегося лоукостера Iceland Express (HC):

  • сделать ставку на Airbus A321 (самые большие из производившихся тогда узкофюзеляжных самолётов),
  • предложить пассажирам типичный набор услуг с низкой ценой базового билета и всевозможными платными опциями от выбора места (а только вариаций кресел для одного и того же эконом класса на борту самолётов WOW Air может быть до пяти) до питания на борту и туристических услуг во время пересадки,
  • симметрично нарастить маршрутную сеть как в Европе, так и в США с Канадой,
  • работать в типичной для сетевых перевозчиков схеме стыковочных полётов через базовый аэропорт Кеблавик — как у Icelandair,
  • и запастись терпением.

Если в 2012 году клиентами стартапа стали лишь 90 тысяч человек, то по итогам 2017 года их насчиталось уже 2,8 миллиона.

Airbus A321-253N авиакомпании WOW Air, полученный от производителя летом 2017 года
Airbus A321-253N авиакомпании WOW Air, полученный от производителя летом 2017 года
Карта маршрутной сети авиакомпании WOW Air
Карта маршрутной сети авиакомпании WOW Air

Под таким давлением Icelandair и приступила к обновлению.

Новые Boeing 737 MAX помогут значительно (по сравнению с Boeing 757-200) сократить время оборота в аэропортах, серьёзно понизить эксплуатационные расходы, привлечь пассажиров новым дизайном салона и расширить число обслуживаемых аэропортов в Европе.

Освободившиеся старые самолёты — их преимущество в большей дальности полёта — можно будет перебросить для расширения покрытия в США.

Дальность полёта самолётов авиакомпании Icelandair, согласно представлению самого перевозчика
Дальность полёта самолётов авиакомпании Icelandair, согласно представлению самого перевозчика

Команда проекта Aeronautica.online благодарна вам за уделённое внимание.

Если считаете, что мы достойны вашей поддержки, предлагаем инструмент для оценки (буквальной) наших усилий. Сумма в активном окне легко корректируется в любую сторону:

Исландия
5901 интересуется