Наш век - век информации. Мы читаем книги, смотрим новости, на нас сыпется масса новых слов, образов и впечатлений. Развитый интеллект позволяет эффективно отсеивать ложную информацию от истинной, бесполезную от ценной, а также противостоять манипуляциям, щедро расточаемым политиками, рекламными агентами, средствами массовой информации и даже нашими знакомыми. Вот несколько простых правил, следуя которым мы можем управлять с информационным потоком и извлекать из него достоверные данные.
Разберитесь в целях источника информации
Задайте себе этот вопрос - каковы цели масс-медиа? Для желтой прессы - это тиражи, или онлайн-просмотры материала, так или иначе подразумевающие денежное выражение. Для новостных программ в принципе то же самое - новости должны быть интересными, чтобы Вы смотрели их (а заодно и прилагающуюся рекламу), а часть новостных материалов и сайтов работают как реклама тех или иных политических или коммерческих сил. Абсолютно все масс-медиа предвзяты и для получения приближенной к реальной картины следует изучать информацию из полемизирующих источников. Адекватную информацию можно почерпнуть лишь на научных новостных ресурсах, например на nature.com, так как их товар - именно достоверная, проверенная информация. Но и там желательно ознакомиться с мнением оппонентов.
Разберитесь, что Вам хотят внушить
Некоторые сообщения адресованы именно Вам. От удачной рекламы, в целевой сегмент которой Вы попадаете, до каких-то предложений или требований ваших непосредственных знакомых. Очень полезно задать вопрос, что именно от Вас нужно, какой реакции хотят адресанты (адресант - отправитель сообщения, не путать с адресатом - получателем)? С рекламой все очевидно - адресант желает, чтобы Вы купили товар, воспользовались услугой или проголосовали за нужного кандидата. Спектр желаний знакомых, друзей и близких гораздо шире. Они могут совершенно искренне проявлять альтруизм в Вашем отношении, а могут Вами манипулировать с другими целями, так или иначе преследуя свою выгоду. Для сохранения отношений важно понимать истинную цель слов и действий людей, часто не выражаемую вербально.
Проверьте достоверность источника
Выявив цели источника информации, следует задать вопрос, а можно ли ему доверять? Как вообще отличить достоверный источник от нечистоплотного? Есть несколько маркеров надежности средств масс-медиа.
Во-первых, это грамотная подача информации, структурированная и хорошо воспринимаемая. После просмотра передачи или прочтения материала не должно возникать вопроса, а что, собственно, Вам хотели сказать? Кроме того, грамотной подаче информации сопутствует правильная речь и отсутствие грамматических ошибок.
Во-вторых, это сопутствующие публикации. Если что-то вызывает у Вас недоумение, поинтересуйтесь, какие сообщения транслирует Ваш источник. Если и они вызовут у Вас вопросы, можно смело ставить крест на данном издании, блоге или человеке (в случае с человеком мы не призываем его закопать, а предлагаем всего лишь игнорировать его в качестве источника ценной информации).
В третьих, это репутация, закрепившаяся за источником. Сайты-однодневки могут позволить себе халтурное обращение с данными, а серьезные средства масс-медиа - никогда. Даже через призму собственного отношения к тем или иным событиям, они как правило подают реальные факты.
Отделите факты от их интерпретаций
Если источник информации транслирует Вам лишь эмоции, то, скорее всего, Вы находитесь на музыкальном концерте. Во всех остальных случаях можно сквозь нагромождения собственных чувств и акцентов источника докопаться до каких-то данных. Даже если Ваша подруга сообщит Вам, что "Ленка дура, бросила Василия и..." дальше очень много слов про Ленку, Василия и вообще, основные факты выделить можно: во первых, еще одна потенциальная ячейка общества прекратила свое существование, во-вторых Вашу подругу по какой-то причине это очень интересует. Может быть, ей нравится Василий, который теперь свободен?
Критически анализируйте факты
Фактический материал, казалось бы, бесспорен. Однако есть нюансы. Например, если в деревне Нью-Васюки стихийное бедствие, как сообщается в новостях, следует поинтересоваться, а не каждый ли год разливается по Нью-Васюкам матушка-Волга? А затопило ли что-нибудь еще, кроме огорода Михалыча? Да и вообще не показывают ли нам вместо картины бедствующих Нью-Васюков архивные съемки прошлогоднего паводка в Приморье? Мы ведь помним, что нужно осознавать цели масс-медиа - новости должны быть интересными, захватывающими и эмоционально цепляющими зрителя. А кому интересно смотреть на затопленные грядки на берегу весенней Волги?
Сомневайтесь в ссылках на авторитеты
Такие фразы, как "Вася сказал, а он в этом дока", сразу должны насторожить слушателя. Во-первых, собеседник сразу признает за Васей преимущество перед собственными познаниями в обсуждаемом вопросе, а значит сам он в нем не очень-то хорошо разбирается. Сразу возникает вопрос, а правильно ли собеседник доносит до Вас мнение Васи по рассматриваемому вопросу? А будет ли сам Вася согласен с тем, что говорит Ваш собеседник?
Но ссылки все-таки нужны
Часто обсуждение касается вещей, которые нельзя проверить прямо тут, на кухне, да и вообще проверить затруднительно. Мы не можем собирать статистику так же эффективно, как Росстат и ставить такие же эксперименты, как физики в своих сложнейших лабораториях. В этом случае приходят на помощь ссылки на различные материалы. Адекватность и подкованность в теме собеседника проверяются именно по его владению справочным материалом, ссылками на статьи, статистику, данные исследований или опросов. Причем особо ценно, если собеседник может не только дать ссылки на материалы, подтверждающие его мнение, но и на те, с которыми он не согласен, обосновав причины своего недоверия к этим материалам.
Вот так вот, друзья. Нам постоянно врут, но критический анализ информации позволит нам не остаться в дураках.