Знаменитая советская актриса, которой посвящали песни Высоцкий и Окуджава, родилась 4 марта 1939 г. Пережила блокаду Ленинграда, в которую из всей семьи выжила вдвоем с мамой. Интересен ее рассказ о происхождении своей фамилии. Ее дед, благородного скандинавского рода состоявший на службе у Николая 2 имел фамилию Шведе. В то время получить развод было сложно. Он испросил разрешение императора уйти из семьи, чтобы жить в Тверской губернии с девицей Лужиной. У них было четверо детей, одним из которых был отец Ларисы.
Ее школьные годы прошли в Таллинне, где их с мамой приютил в своей квартире ее дядя. Рассказывая сейчас о том времени, Лариса вспоминала: «Самым большим моим желанием было попробовать мандарин. Но денег у нас с мамой даже на одну штучку не было». Так и жили. Когда очень было невмоготу, бегала в ближайшую церковь. Там на причастии давали кагор с рисом. Батюшка относился с пониманием, когда несколько раз за службу к нему подходила одна и та же девочка. Первое ее сценическое крещение случилось на Новогоднем концерте на фабрике, где работала мать. Читала, стихотворение Твардовского «Исповедь танкиста», многие в зале плакали.
В Таллине посещала драмкружок. После школы попыталась поступить в театральное училище в Ленинграде, но не прошла. Оплакивая свою несчастную долю, несколько лет работала на разных фабриках, секретаршей в министерстве, пока случай не привел в манекенщицы. Желание славы, подмостков ее не покидало. Дом моды, в котором она работала, находился напротив Таллиннской киностудии, где Лариса была замечена. Снимаясь в эпизодах, она подружилась со студенткой ВГИКА Лейдей Лайус, которая устроила ей прослушивание у Герасимова.
Эта встреча могла бы не состояться, так как денег на дорогу не было. Но ведать судьбе было угодно сделать из Ларисы актрису. Ей как раз предложили за счет Мосфильма приехать на пробы съемок фильма «Мир входящему». Рассказывая о той встрече с Герасимовым, она называет Лейду своей крестной матерью в кино.
«Я долго готовилась к встрече с Сергеем Аполлинариевичем и Тамарой Федоровной Макаровой, ботиночки модные на каблучке, кофточка, юбка из репса с широким поясом. Первое, что он сказал увидев меня: «что-то ты очень рослая».
Я очень смутилась и сказала, что на каблуках. Он сказал, сними и читай. Когда прочитала подготовленное стихотворение, Герасимов пробурчал под нос: «Что ж, чувствую все плохо». В отчаянии, что рушится моя жизнь собравшись духом спросила – можно, монолог Ларисы Дмитриевны из «Бесприданницы» и не дожидаясь ответа начала читать. Мое настроение так совпало со словами, что текли неподдельные слезы. Я говорила , а про себя оплакивала судьбу, что не стать актрисой. Тут Герасимов прервал меня: «Хватит реветь. Я тебя беру».
От восторга я стала визжать и прыгать». И с 1960 г. с первого курса ученица Герасимова начала свой профессиональный путь актрисы.
Уже в 1962 г. она снялась в фильме «На семи ветрах», который принес ей известность в стране и за рубежом. Не просто молодой симпатичной начинающей актрисе давались первые шаги в профессии. Только благодаря вниманию учителя и режиссера, уделивших ей много времени у нее все получилось. Лариса Лужина была одной из не многих советских актрис, которая много ездила по разным кинофестивалям и долго снималась за рубежом. Четыре года она провела в социалистической республике Германии, снимаясь в многосерийной картине «Доктор Шлюттер».
Жила Лариса как на одном дыхании, искренне, всем сердцем отдаваясь тому, к чему влекла душа. Фееричность ее жизни нашла отражение в песне Высоцкого «Она была в Париже». Существует красивая история как на съемках фильма «Вертикаль» Лужина откровенничала с Высоцким, рассказывая ему о своих поездках по заграницам. Особенно весело звучит рассказ, как Лариса, с советской делегацией въехав в один из отелей Парижа, не стала слушаться советов не выходить гулять на улицу. Потом, когда она вернулась с прогулки и рассказывала, с каким вниманием ее разглядывали мужчины, не понимала, почему все смеялись. Только потом ей объяснили, что квартал этот был легких девиц.
Такие вот рассказы и послужили поводом к песне. Знакомы они были еще до этих съемок - Высоцкий был другом ее первого мужа. Он часто приходил к ним в гости и под бутылочку полусухого «Крымского» или «Абрай-Дюрсо», он знал ее вкусы, пел под гитару. Не менее тепло к ней относился и Булат Окуджава, с которым они поддерживали знакомство около года. Свое восприятие Лужиной он оставил в стихах, которые стали песней «Море черное».
Все основные работы, принесшие ей почет и звания, были сняты в советский период. В переломные же 1990-е годы, когда у всех было мало работы, Лариса организовала постановку спектакля, с которым гастролировала по стране. Зарабатывая на жизнь. Однако старалась не бросать и работу в кино. Последнее же время интенсивно снимается на телевиденье в сериалах. Жажда жизни так ей присущая, умение ценить каждую секунду, выжимая из нее максимум, проходит через всю ее жизнь. Только так и может жить чудом выжившая в блокадном Ленинграде.
калинчев.рф
Песня Владимира Высоцкого "Она была в Париже", написанная для Ларисы Лужиной