Уникальное выражение каталонской истории и самобытности, castells возникают во время митингов, выступающих за независимость региона.
Рев многотысячной толпы в центре города Барселона резко падает до шепота. Неожиданно три тела вступают в рукопашный бой. Они сталкиваются друг с другом, сцепляются руками, сжимая друг друга предплечьями. Еще троя поднимаются на них, разместив свои босые ноги на плечах первоначальных трех и, так же, встают высоко, скрестив руки. Затем еще три. И еще один набор. И еще. Наконец, трое малышей-матросов поднимаются на пик крутой колонны и приседают на самом верху. Самый маленький поднимает ладонь к небу. Толпа извергается в ура, так как сверху вниз человеческая башня разбирает в считанные секунды.
Эти человеческие башни или castells на каталонском языке стали символом Каталонии, региона в северо-восточной Испании, борющихся за большую автономию. Сastells В 2010 году, объявлены ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества, castells являются символом различной каталонской культуры и в последнее время появились в рамках митингов за независимость по всему региону, хотя большинство участников или кастеллеров утверждают, что эта практика является аполитичной и в основном является способом поддержания традиции.
Историки утверждают, первые castells появились в южно-каталонском городе Вальс в 1902 году . На протяжении 19-го века, castells “были, скорее, цирк,” - объясняет историк Пабло Джори , образованный иммигрантами из южных регионов, таких как Андалусия, которые приехали на более богатый север в поисках работы. Это был платный концерт. "Сейчас это рассматривается как нечто довольно буржуазное, но раньше это делали люди из низших социально-экономических кругов. Если вы отправляли туда своих детей, вам явно нужны были деньги”, - говорит Джори.
Почти каждая деревня имела две конкурирующие группы castell или коллы , финансируемые противостоящими политическими партиями того времени: монархистами и республиканцами. Начиная с 1939 года, при режиме Франсиско Франко, castells не были запрещены, как и многие другие символы каталонской культуры, такие как сардана, традиционный танец и язык региона, но конкурирующие коллы были объединены, чтобы подавить политические разногласия.
Только после смерти Франко и восстановления демократии castells стали символом каталонской идентичности, которой они являются сегодня . По мере того, как каталонцы восстанавливали общественные пространства, запрещенные им при диктаторском режиме, они вводили свои торжества в чувство риска и опасности, которые пришли с новой свободой. Человеческие башни и пиротехника, еще один главный элемент современных каталонских праздников, стали культурными опорами.
"Есть эта неопределенность, вы действительно не знаете, добьетесь ли вы успеха, пока не закончите”, - объясняет Кауэ, кастеллер с восьмилетним опытом. "Это действительно эстетично. Я никогда не встречал никого, кто не был бы впечатлен.”
Башня держится на замысловатом механизме распределения веса. Основа или pinya, состоит из ста человек, все толкают друг друга (и удобно создают человеческий матрас, чтобы смягчить потенциальное падение с высоты). Башни могут содержать до девяти или 10 уровней, каждый из которых состоит из пяти человек.
Когда его спросили, как кастельерс держать равновесие, Кауэ прочитал свой девиз с поэтической стремительностью: “força, equilibri, доблести, я seny", или “сила, равновесие, мужество и мудрость”.
“Это коллективная работа, в которой каждый действительно имеет значение, являетесь ли вы в базе или в башне”, - говорит он. “Если Вы не там, или если Вы не выполняете свою часть, башня падет. Это действительно особенное чувство”.