Психолог Александр Асмолов о стратегии «учить учиться», рождаемой в условиях вызовов неопределенности, сложности и разнообразия.
— Сейчас все спорят о том, каким должно быть школьное образование. Как вы считаете, школа должна оставаться фабрикой производства знаний или стать чем-то большим?
— Есть мудрая цитата, принадлежащая Томасу Гоббсу: «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались». Пути развития образования всегда затрагивали мотивы и интересы людей, и, каким бы странным это ни казалось, в реальности не человек овладевает образованием, а образование — человеком. Ключевой вопрос прошлого, настоящего и будущего не столько в том, каким должно быть образование, а в том, зачем, ради чего оно вообще нужно. Не так важно, чему учить и какие использовать технологии, — важно понять, в чем смысл обучения.
В образовании существует два конкурирующих подхода. Первый подход традиционный — тот, к которому мы все привыкли. Он рассматривает образование как классический процесс трансляции образцов, знаний, умений и навыков. Так люди могут передавать свой опыт друг другу, чтобы сохранить связь между поколениями. Один из ярких примеров традиционного подхода — классно-урочная система, созданная епископом Яном Амосом Коменским, великим дидактом. По сути это фабрика производства среднего человека. В XXI веке мы сталкиваемся с иными вызовами и задачами, но система Коменского до сих пор существует. Зайдите в любую школу — вы увидите учеников, которые сидят за партами и внемлют учителю. То же самое и в университетах, хотя, казалось бы, это совершенно другое пространство жизни. Но происходит все точно так же: один профессор или доцент стоит и что-то рассказывает студентам, а они его слушают.
Мы все привыкли к такой системе образования. Она кажется такой же естественной, как наш с вами данный от природы цвет волос или глаз. Но она эффективна только в стабильном мире, который не меняется, в котором человека можно вооружить рецептурным мышлением и стандартными решениями на все случаи жизни. Второй подход сильно противоречит традиционному. Он связан с мотивационной установкой «учить учиться» и предполагает преадаптивные модели образования. В рамках этого подхода становится важным научить ребенка адаптироваться к любым условиям и изменениям жизни. Сегодня каждый человек сталкивается с вызовами неопределенности, сложности и разнообразия. В наше время нет никого, кто точно сказал бы, какие профессии будут нужны через пять, десять или пятнадцать лет, какие виды деятельности помогут развиваться человеку и человечеству. Именно поэтому даже в самых лучших школах и вузах мира есть ощущение глубокого кризиса смысла всей системы образования.
— В чем преимущества нового подхода в образовании по сравнению с традиционным?
— В наши дни происходит революция познания. Адаптивные модели образования, основанные только на трансляции умений, знаний и навыков, становятся все менее эффективными. На первый план выходят преадаптивные гибкие модели, которые готовят универсальных учеников. Их объединяет главная ценностная установка — учить учиться. В этих моделях образование нацелено на то, чтобы ученик сам смог сконструировать смысловую картину мира, помогающую ему принимать решения в неопределенных, нестандартных ситуациях. По большому счету при таком подходе в школьном образовании на первый план выходит универсализация, а не ориентация на узкую специализацию знаний. Сейчас все более и более востребованной становится «школа неопределенности». По сути, на смену миру классической физики Ньютона пришел мир неклассической, релятивистской физики Альберта Эйнштейна и Нильса Бора. Точно так же и новый подход в образовании направлен на поиск модели, в рамках которой важно не передать конкретные знания или рецепт получения этих знаний, а научить человека самостоятельно находить информацию и пользоваться ею. Становится понятно, что самое важное — это не дать человеку рыбу, а научить его ловить рыбу в любой реке.
— Многие родители и учителя говорят о том, что современные дети не хотят учиться. Почему так происходит?
— Есть стихотворение Самуила Маршака, которое очень хорошо отражает потерю мотивации к учебе у детей:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?».
Классно-урочная система Коменского строилась по жесткой технологии ответов без вопросов, и мало кто замечал ее парадоксальность. Представьте, что к вам на улице подходит незнакомый человек и требовательно спрашивает: «А какая в Бразилии нынче погода?» Такой вопрос покажется вам по меньшей мере странным. Но когда учитель в классе задает подобный вопрос ученику, это воспринимается как норма. И ученик, сидя как каторжник, прикованный к парте, в течение одиннадцати лет должен отвечать на вопросы, которых сам не задавал. Совсем иная ситуация возникает в процессе школьного обучения, если действия ученика порождаются мотивационной ценностной установкой «учить учиться». Это установка на создание своей собственной мотивации к познанию. Благодаря ей ребенок сам ищет ответы на интересующие его вопросы. Такая установка должна быть не только у детей, но и у учителей, а также у тех, кто разрабатывает стратегии образования и помогает создавать образование как систему.
— А каким должен быть учитель, чтобы заинтересовать своих учеников? Какими установками он должен обладать?
— В свое время в культуре родился интересный дискурс, который был связан с определением слова «толмач». Толмач — это интерпретатор смыслов, тот, кто помогает создавать культуру. Учитель должен быть таким толмачом. Конечно, никто не отбрасывает важность педагогических техник и методик. Но главная задача учителя — создать у ученика мотивацию к поиску. Помимо этого, учитель должен быть навигатором в потоках информации. Мы живем в открытом мире знаний, и очень важно помогать ребенку ориентироваться в этих знаниях. И третья важная социальная роль учителя — роль коммуникатора, который организует совместную деятельность детей и управляет их сотрудничеством. Когда учитель исполняет все эти роли, он помогает развивать личность ребенка, а не просто способствует получению знаний.
— Чем отличается обучение, нацеленное на репродукцию и запоминание, от обучения, которое создает смысловую картину мира?
— В когнитивной психологии есть эксперименты, направленные на исследования кратковременной памяти. В них на короткий период времени предъявляются те или иные символы, и испытуемых просят эти символы запомнить. Один из таких экспериментов проводился с шахматистами. Им на короткое время показывали шахматную доску и просили ответить, сколько фигур было на ней. Многие из шахматистов не могли ответить на этот вопрос, потому что не успевали запомнить. Но был один гроссмейстер, который воскликнул: «Я не помню, сколько фигур стояло на доске, я не помню, как они стояли, но если белые начинают, то они дают мат в два хода!» Этот пример наглядно демонстрирует, что мы в жизни ловим смыслы, а не считываем значения. В повседневности мы не решаем типовые задачи, в которых все дано, задачи, где поезд, который выходит из пункта А, непременно прибывает в пункт Б. Мы решаем жизненные задачи с мнимыми данными, избыточной или недостающей информацией, задачи, моделирующие ситуацию неопределенности. Само решение таких задач превращает человека в ученика, совершающего открытие.
— Почему установка «учить учиться» — это ключ к успеху в современном мире?
— Отвечая, я хочу напомнить диалог между Алисой, оказавшейся в Зазеркалье, и Красной Королевой. Алиса переживала, что ничего не успевает сделать вовремя, что вечно опаздывает. В ответ на это Красная Королева поделилась своим волшебным правилом: «Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее».
Это правило Красной Королевы выявляет самую суть идеологии развития «учить учиться»: если мы хотим быть успешными в XXI веке — веке перемен, новых технологий и, главное, нового поколения, — нам как учителям надо бежать по меньшей мере вдвое быстрее, чтобы не только не отстать от наших собственных детей, учеников, но вместе с ними сделать самое главное открытие в мире — открытие самих себя.