Германия начала войну с Польшей имея на вооружении Ме-109, который, обладая превосходством над Польскими истребителями, обеспечил её ВВС господство в воздухе. В то же время пикировщики Ю-87 прокладывали дорогу немецким войскам на суше. Ю-87 уже считался устаревшим, но при превосходстве в воздухе являлся эффективнейшим оружием.
Ну и, конечно, начиналась война с удара по польским аэродромам.
На Западе в то время шла странная война, лишь английские двухмоторные бомбардировщики пытались проводить налёты на Германские верфи.
При вторжении во Францию всё повторилось. Но с Англией всё обстояло по-иному.
Первоначальный замысел, впрочем, был тот же – нанести удар по Английским ВВС.
Ю-87 для этих целей уже не подходили в виду своей тихоходности и малого радиуса действия.
Зато к налётам на Англию привлекли двухмоторные бомбардировщики До-17, Не 111 и новейший скоростной Ю-88, который, к тому же, мог проводить бомбометания с пикирования.
Проблема немцев заключалась в том, что:
1. У англичан были радары
2. Их самолёты Спитфайер не уступали немецким Ме-109
3. У Ме-109 был малый радиус действия.
4. Тяжёлый истребитель Ме-110, имевший больший радиус действия совершенно не подходил в качестве завоевателя превосходства в воздухе по причине своей маломанёвренности.
Начав с дневных налётов на Лондон в августе 1940 года уже осенью того же года люфтваффе переключилось исключительно на ночные бомбардировки.
Параллельно шла война на море, в которой немцы использовали малочисленные 4-х моторные Кондоры, являющиеся на самом деле пассажирскими самолётами.
Не оставались в долгу и англичане, также пытавшиеся бомбить объекты на территории Германии. И вот в качестве истребителя ПВО и нашёл себе применение Ме-110, ибо в сравнении с Ме-109 мог нести более тяжёлое оружие. В будущем на него поставят даже радар.
А пока к моменту нападения на СССР ничего принципиально не изменилось. Точно такой же удар по аэродромам. Точно такое же превосходство Ме-109 над основным советским истребителем И-16.
Помимо поддержки наступающих войск, впрочем, немцы провели серию налётов на Москву.
Правда и советским ВВС было чем ответить. Основным Советским самолётом дальней авиации стал двухмоторный ИЛ-4, которые уже в августе 1941-го бомбили Берлин.
А в качестве самолёта непосредственной поддержки войск стал использоваться бронированный штурмовик Ил-2. Самолёт был маломанёвренным и действовал на малых высотах, поэтому нёс большие потери не смотря на наличие брони.
Особенностью 1942 года стало то, что немцы стали шире использовать стратегические бомбардировки. Например, стали проводиться налёты на Волгу, чтобы сорвать по ней перевозки, а также на Ладоге, чтобы сорвать снабжение Ленинграда, в Средиземном море и на крайнем Севере против союзных конвоев. В последних двух случаях стали использоваться и торпедоносцы, являвшиеся модификацией обычных германских двухмоторных бомберов.
В 1943 году ситуация продолжала изменяться. В СССР стали появляться новые истребители такие как Як-1 и Ла-5, на которых советские лётчики стали бросать вызов немцам. Впервые массово это случилось в воздушной битве за Кубань весной, а потом и на Курской дуге. Як-1 был чуть манёвренней, а Ла-5 чуть тяжелее, зато и лучше вооружённым. Это обуславливалось разностью двигателей. На Яках применялись двигатели жидкостного охлаждения, а на Лавочкиных – воздушного. То же самое наблюдалось и в Люфтваффе, где Мессеры летали на «жидкостных» двигателях, а Фоккеры (FW-190), появившиеся на Советско-Германском фронте летом 1943, на «воздушных».
Бомбардировочная же авиация немцев провела серию налётов на волжские города. А в качестве штурмовика немцы попробовали задействовать Хейншель 129.
А что Советская бомбардировочная авиация? Основной её самолёт на этом этапе пикировщик Пе-2. А бомбардировке подвергаются в основном ближние тыла, такие как транспортные узлы. Правда бомбардировка с пикирования получила лишь ограниченное применение.
Меж тем с началом 1943 года в Англию стали пребывать американские ВВС, вооружённые 4-х моторными самолётами типа «Летающая крепость». И на них стали проводиться массированные дневные налёты на Германию. Немцы стали импровизировать. И в качестве истребителей ПВО стали использовать даже двух-моторные бомбардировщики. Ведь против 4-х моторных крепостей нужна огневая мощь.
Не имея истребительного сопровождения американцы несли большие потери.
Тем временем с осени 1943 года немцы стали использовать управляемые бомбы. И довольно успешно на Средиземном море против союзных кораблей, поддерживающих их операции в Италии.
А зимой 1944 года впервые немцы в достаточном количестве задействовали He-177 – четырёх моторный самолёт дальнего действия. На этот раз в рамках операции возмездие в ночных налётах на Англию. Но самолёт был всё ещё довольно сырым и имел частные технические проблемы.
Впрочем 1944 года сложился явно не в пользу немцев. Так, в налётах на Германию 4-х моторные бомбардировщики стали сопровождать истребители Мустанг, имеющие большой радиус действия. Это сразу принесло союзникам плоды. Так в первую половину 1944 года серьёзный ущерб понесла немецкая нефтяная промышленность и с лета 1944 года немцы стали испытывать острейший дефицит топлива.
На восточном фронте немецкая бомбардировочная авиация активничала до середины 1944 года. Но далее ситуация стала меняться.
Немцы, чтобы сократить производственные издержки, стали делать ставку на один самолёт – FW-190, ибо он представлялся универсальным самолётом: и истребителем для завоевания господства в воздухе и штурмовиком и перехватчиком тяжёлых бомбардировщиков.
Зато в качестве бомбардировщиков немцы стали использовать ракеты, такие как ФАУ-2.
В тоже время Советская истребительная авиация достигла, наконец, такого уровня, при котором превосходство немецкой техники сошло на нет. В бой пошли такие самолёты как Як-9 и Ла-7.
Стали поступать в войска и новые бомбардировщики Ту-2.
Вместе с тем в 1945 году в истории авиации была открыта новая страница. И связана она была с началом серийного применения немцами реактивного истребителя Ме262 а также разведчика-бомбардировщика Ар-234.
Самолёты имели большую скорость в сравнении с поршневыми, но имели и недостатки.
Так, разгонная скорость того же Ме-262 была довольна мала. Ме-262 скорее всего смог бы стать достаточно эффективным в борьбе с «Летающими крепостями». В том числе и благодаря тому, что на них стали применяться и ракеты класса воздух-воздух. Впрочем, было уже слишком поздно.
Война в воздухе была выиграна союзниками за счёт массового использования 4-х моторных бомбардировщиков и такого же массового использования дальних истребителей.
Технически немцы не создали ни того, ни другого (Не-177 можно в расчёт не брать, ибо его реальные характеристики так и не были доведены до расчётных). Кроме того Германия имела ограниченные возможности по ресурсам, ибо коммуникации контролировались союзниками. И этот фактор серьёзно влиял на выбор решения. И это уже вопросы стратегии.