Популяризовать искусство через выставки представляется делом опасным. Провести выставку нынче и дорого, и опасно в том плане, что гарантии сохранности или компенсации за украденную с убогого стенда работу никто не даст. Как говорит Шевяков, проведший в прошлом году семь выставок, «не так обидно, если кто-то украл медаль и дома повесил, а обидно, если переплавил. После медали остается модель, ее можно восстановить, а вот посуда, например, в единичном экземпляре, исчезнет — и все. Союз художников беден, чтобы нести ответственность за выставленное». В единичном экземпляре металлическая посуда существует потому, что на изготовление каждого экземпляра уходит год, а иногда и два, процесс очень трудоемкий и повторить такое решится не каждый. Попробуйте-ка год поработать бесплатно!
А подмастерьев нет. В деле металлопластики, считает Юрий, трудно создать какую-то школу. Надо или преподавать, или работать творчески. «Как обычно смотрят на человека? Раз он что-то может, значит, хороший учитель! Но ученикам нужно уметь преподать, это большое искусство, и лезть туда со своими амбициями и нескромно, и можно наделать большой беды, — утверждает Шевяков. — Я смотрел, как Харабет работал: он молча лепил, а я уже профессионально оценивал: видел мысль в лепке, как стек работал… А объяснить, почему рука пошла туда, а не сюда, — намного сложнее…»
Так и работает пока Юрий — без учеников, но для души. В конце концов, медали древних мастеров — лучшее доказательство того, что величие не зависит от размеров, величие есть душевное качество. Держа на ладони любую из этих работ, можешь почувствовать себя властелином мира. Пережить такое чувство дано не каждому. Но если ты способен творить сам, памятуя о канонах, то ты воистину счастливый человек.
Начало