Женщина на войне – пожалуй, один из самых трагических сюжетов, который может преподнести судьба.
Природой созданная, чтобы дарить жизнь, женщина призвана бороться со смертью. Но обстоятельства порой вынуждают идти наперекор своему естеству и брать в руки оружие.
Людмила Павличенко вошла в историю как лучшая женщина-снайпер за всю Вторую мировую войну: по своей результативности она превзошла многих своих коллег-мужчин.
На ее официальном счету всего за один год войны было 309 убитых фашистов, по другим неподтвержденным источникам эта цифра доходила до 400… В то время ей было всего 25 лет…
Людмила Павличенко (в девичестве – Белова) была родом из Киевской области (Украина). Первая любовь в школьные годы стала для нее роковой: она забеременела и уже в 16 лет родила сына, Ростислава.
Ее отец, офицер НКВД, был строгих правил и заставил вскружившего ей голову студента, Алексея Павличенко, в срочном порядке жениться, признав ребенка.
Но еще никому не удавалось создать крепкую семью из-под палки: соседи судачили за спиной, а молодые бранились по каждому пустяку, обвиняя друг друга в сломанной жизни.
Переезд в Киев, подальше от посторонних глаз, так и не примирил их, в семейных отношениях была поставлена окончательная точка в виде штампа о разводе. В память о былой любви остались фамилия, под которой Людмилу запомнил весь мир, и прекрасный сын.
Она состоялась как мать, подарив миру еще одного человека, но вскоре пришлось реализовать себя в совершенно иной ипостаси.
Нагрянувшая война застала ее в Одессе, на преддипломной практике. Ни минуты не колеблясь, она подала документы для зачисления ее в действующую армию. В институте она всерьез увлеклась стрелковым спортом, демонстрируя высокие достижения.
Как квалифицированного стрелка, ее закрепили за 25-й чапаевской дивизией. Молодая девчушка с винтовкой за плечами поначалу не вызывала ничего, кроме скептических вздохов солдат: та еще вояка…
Она долго не могла пересилить себя – как можно выстрелить в человека? Легко выбивала десятки на тренировочных мишенях, но по живым мишеням ее стрелять никто не учил. Научила война…
Когда совсем молодой солдат, ее сосед по окопу вдруг упал замертво, она перешагнула свой рубеж. Вскоре вся дивизия признала: Людмила Павличенко – настоящий боец.
Она становилась единым целым с винтовкой, замечая мельчайшие детали, которые ускользали от внимания других. Мгновенный расчет расстояния до мишени, прицел – и выстрел прямо в цель.
Война стала образом ее жизни на долгое время. Она же подарила ей настоящую любовь. Напарник, лейтенант Киценко, стал самым дорогим человеком для нее. Много раз они подвергались смертельной опасности под пулями врагов, но любовь хранила их.
В разгар войны они подали заявление командованию о регистрации брака, оставались считанные дни до свадьбы... Но смерть коварно разлучила влюбленных навсегда.
Она несла тело своего любимого под вражеским огнем и никак не могла принять данность: она стала вдовой, не став еще женой…
После такой утраты в ней словно надломилось что-то – жизнелюбивой девочки больше не стало, боль перешла в ненависть, она превратилась в Леди-Смерть. Счет убитых фрицев перешел на сотни.
Победа в двух опасных дуэлях приписывают в заслугу Людмилы. Первая – в личном поединке с опытнейшим немецким снайпером, отправленного со специальным заданием убить ее. На его счету было 500 человек, но встреча с Людмилой стала для него роковой – она выстрелила на сотую долю секунды раньше.
Вторая дуэль состоялась в далекой Америке, куда не доходило эхо войны. Людмилу направили в составе советской делегации для ведения переговоров об открытии американцами второго фронта.
На тот момент она имела несколько ранений, контузию и разбитое сердце – и это в 25 лет, когда молодость должна дарить только радость от жизни. Она приняла бой с западными журналистами, которые пытались публично спровоцировать ее.
Ответы, полные достоинства и самообладания, полностью обезоружили американскую публику. Во многом благодаря ее выступлениям Америка пошла на открытие второго фронта, что ускорило победу над гитлеровской Германией.
Вошла в историю ее легендарная фраза на чикагском выступлении: «Джентльмены! Мне 25 лет! Я уничтожила на фронте 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?».
Она пережила войну и снова вернулась к мирной жизни. Но в душе навсегда осталась кровоточащая рана – след утраченной любви.
© Ирина Спиваковская, 2018 г.